Найти тему

Комментарий Пола Рубина, Фельденкрайз практика с 1977 и тренера с 1991, директора 18 образовательных программ по методу:


"И ещё больше мозга посвящено восприятию ощущений (перцепции). Именно поэтому Фельденкрайз выбрал движение в качестве стимула, в то время как реальной "целью" является наблюдение за ощущениями, возникающими при изменении формы мышц. Большая часть наблюдений является подсознательной и происходит независимо от того, "обращают ли на них внимание" или осознанно воспринимают.

Увлечение движением ради него самого и путаница вокруг того, какую роль играет осознанное понимание в нашем методе, сбивают с толку и вводят в заблуждение.

В своей знаменитой книге "Осознанность через движение" (название которой неверно) Фельденкрайз подробно изложил свои мысли о том, почему он решил сделать движение и возникающие при этом ощущения (как супра-, так и сублиминальные) своим проводящим путём. Посмотрите главу 4 "С чего начать и как".

Конечно, как атлет и участник соревнований, он также любил движение и спортивные победы. Но он понял, что его обратный путь назад к исправно функционирующим ногам и растущему мастерству лежит через усвоение в значительной степени подсознательных процессов восприятия изменений. Когда движение выполняется таким образом, чтобы сделать продуктивными изменения и усовершенствования в так называемой "эффективной" нервной системе.

Это очень важно, на мой взгляд, в методе Фельденкрайза: мы создаём условия для развития способности к обучению на подсознательном уровне. Фельденкрайз часто говорил, что когда мы делаем уроки в которых есть намеренные ограничения движения, обычно мы находим пути в обход ограничений. Он повторял: "Вы будете совершенствоваться, хотите вы этого или нет".

Он также сказал: "Преподавание в нашем методе - это создание условий, при которых происходит обучение".

Такого рода идеи направляли нас на то, чтобы мы не были инструкторами как таковыми - а чтобы мы научились создавать условия, когда более глубокие функции организма (ЦНС, но не только) усваивали ощущения от занятий не только путём прямого когнитивного наблюдения и анализа, но и через процесс "переваривания", который продолжался бы некоторое время после сеансов Функциональной Интеграции или групповых уроков Осознавания Через Движение.

Будучи тренером преподавателей, я обнаружил, что одним из самых сложных моментов является создание условий в учебных программах, которые позволят реализовать эту легко понимаемую теоретически идею в практическое русло. Многие люди понимают её интеллектуально. Но гораздо сложнее перенести её в центр практики и применить с максимальной пользой для клиента."
2 минуты