170,6 тыс подписчиков
Бросив взгляд на острые башни Столовой горы (2993м) и обры Дикдука (2197м), продолжим путь вверх по Военно-Грузинской дороге.
Терек тут похож на ручеёк среди камней, но ширина русла напоминает о катастрофических паводках - особенно когда с Казбека падает Девдоракский ледник. С моста к Воротам Ингушетии видны и другие мосты - ближний построен в 1940-х годах к будущей ГЭС, а Белый мостик через Суаргом - видимо, памятник времён автомобилизации этой дороги.
Боковые долины же были идеальным местом для горских засад, возможность которых и через много десятилетий после постройки дороги добавляла путникам впечатлений. Самая известная история, хотя и достоверности сомнительной, гласит, что в 1910 году тут повстречались две знаменитости: легендарный чеченский абрек Зелимхан из Харачоя, с которого и началась во многом романтизация абречества (прежде это слово звучало как "отморозок") пленил на Суаргоме некоего богатого человека. И спросил его "Ты кто?", а услышав в ответ "Певец!", издевательски бросил "Так спой!".Не на того напал: от баса, отражавшегося от скал, суровый абрек расплакался, а на прощание ещё и шашку подарил - певцом оказался Фёдор Шаляпин.
Ну а более вероятно, что подстерёг певца ближе к Тифлису вовсе не горец, а агент организатора гастролей: "Понимаете-с, Фёдор Иваныч... билеты-с на коцерт-с плоховато-с продвались-то... Но вы не извольте переживать-с, мы тут покумекали и слушок пустили, будто вас на Суаргоме горец Зелимхан пленил-с. Вы уж, как эти-то, журналистики, подойдут, и расскажите им, стало быть, как абрек от вашего пения-то слезу пускал".
1 минута
7 мая 2024
178 читали