17 подписчиков
КАЛЕНДАРЬ И РЕПКА
В славянском календаре, необычно для нас, но всего три времени года: весна, осень и зима. Каждое время года, пронизанное усилием времени, обеспечивает свой ход и приводит к приближению Лета. День за днем эти времена года прикладывали свои усилия, вытаскивая на белый свет отдаленное тепло лета тем самым поднимая светило в зенит летнего солнцестояния. Это высшая точка циклической полноты года. Солнце восходит над горизонтом и скрывается, ввергая мир во власть тьмы и указывая на то, что цикл всегда начинается с рождения дня из ночи. В зените силы и славы.
Сказка, опубликованная в 1860 году исследователем фольклора А. Н. Афанасьева про репку в своем сборнике, отражает этапы хронологии осуществляющегося в году цикла. Репа это символика солнца, которое вытягивают общими усилиями целого года. Хронология времени в своем поступательном могуществе потока выводит солнце в зенит и обеспечивает мир жизненной силой, светом и теплом.
Зимнее солнцестояние сравни с наступлением ночи, а весна и осень с равноденствием дня и ночи. Обозначают некий горизонт событий всплеска и затухания. Репка, пора летнего солнцестояния, а поскольку репа на Руси была основным продуктом до завезенного картофеля, то ее образ олицетворял жизненное содержание в лихую годину, а Солнце жизненное пробуждение! Поэтому Солнцу придавали божественный статус. У них были схожие функции в понимании образа жизни. Летнее солнцестояние как качественное значение жизни рождается из количества усилий всего года. Симбиоз верха и низа обеспечивает метаболизм жизненного содержания и традиционного продолжения. Компас жизни всегда ориентирован на полюс упорядочивающий пространство бытия мира. Узкий диапазон сбережения этой возможности формирует культуру в фольклоре сказаний и традицию сохранения своего положения в отношении к символам силы.
Стрела времени, задавая хронологический ход мира, позволяет высвободить жизненные силы из уз инерций мира. Год должен пройти через испытание последовательной и нескончаемой зимы, чтобы открыть зазор для проникающего действия света жизни. Складывание усилий года в кульминационный момент выражается в увеличении участников вытаскивающих репку: «бабка за детку, внучка за бабку – тянут, потянут, вытянуть не могут». В этом символизме раскрывается смыслы, органичности, самобытности, соборности русской идентичности.
Каждая единица жизни только в органичности представляет собой живое, а как отрывается от ядра целого содержания полноты, так погружается в лес да нечисть. Русский лес он сберегает и разоряет, выполняет двойную функцию цикла. Порождает все сказочные сюжеты прохождения Солнца через зиму, избушку бабки Ешки (зимнего солнцестояния) и возрождение в силе могуществе царствования. Обстоятельства организации течения жизни в мире - ветшание, ничтожность. Он хранит инерцию субстанциональной природы неживого начала. Но, объединяясь в органическую основу, сознание формирует структуру жизни. Объем ее содержания. В органичности живет свет солнца и зазор проникающих сил жизни, пока мир не истощит их. Сосуды ветшают и жизненная сила вытекает.
Идея органичности объединяет восприятие с жизненным началом, формируя ментальные основы русской цивилизации. Солнце в зените - собирательный образ усилий мира в единое качество полноты цикла, завершающее смысловое обоснование годового цикла, где даже слабое служит идеи бытия и вечному основанию жизни. Собирательный образ жизни и собирательные смыслы организации времени отражает синхронизацию силового и событийного. По каплям обретается могущество земли Русской Правда русской силы, способная поправить кривду и изменить мир.
3 минуты
28 апреля 2024