13 подписчиков
Выставки, презентации книг, кинопоказы, научные исторические и литературные конференции, фестивальные проекты, всего происходящего в Доме Русского Зарубежья и не перечислишь. А еще ДРЗ стал по-настоящему интересной театральной площадкой. 25 апреля мне посчастливилось увидеть здесь замечательный спектакль "Стойкость" по произведениям Александра Исаевича Солженицына. Постановкой спектакля был отмечен 50-летний юбилей первой публикации "Архипелаг ГУЛАГ" и 25-летие премьеры спектакля "Шарашка" в Театре на Таганке.
Автором инсценировки"Стойкости" стала Галина Тюрина, известный исследователь творчества Солженицына. Легендарный спектакль Таганки был поставлен Юрием Любимовым к 80-летию писателя. Нынешняя постановка соединяет в единое целое отрывки из произведений Александра Исаевича "Архипелаг ГУЛАГ" и "В круге первом", а среди актеров есть те, кто играли в той самой "Шарашке". Дмитрий Муляр, Андрей Беляев, Денис Муляр, Дарья Михайличенко, Юлия Стожарова - на сцене всего пять человек, но рассказов о трагических судьбах узников сталинских лагерей в спектакле гораздо больше. Проза Солженицына соседствует в нем с гекзаметром Гомера, стихами Мандельштама ("и море, и Гомер - всё движется любовью") и Пушкина, протяжной "кандальной" песней, в видеоарте мелькают реальные предметы, принадлежавшие Александру Исаевичу. Образы меняются, заключенные превращаются в конвойных, ватники сменяют пальто и платки жен, приехавших на свидание к своим мужьям. Как же это должно быть ужасно, ждать свидания год, но не иметь возможности прикоснуться или поцеловать, общаться под пристальным взглядом надзирателя. Судьбы оставшихся на свободе жен были не менее трагичны, чем судьбы мужей в заключении, клеймо жены врага народа лишало возможности нормального человеческого существования. Сколько мы слышим страшных в своей обыденности историй об арестах по доносу, о непомерных тяготах лагерной жизни, когда человек проходит все семь кругов ада, и Шарашка оказывается кругом первым, "высшим", можно сказать "курортом" по сравнению с рудниками или лесоповалом. Там даже масло дают - вот оно, настоящее счастье!
Помимо глубочайшего эмоционального воздействия на зрителя, спектакль еще и очень стильный визуально: четко выверенное движение героев по сцене, минимум реквизита и лаконичность в костюме, всего лишь белоснежное исподнее, грубые ботинки, лагерные ватники, мундиры и фуражки. Карусель образов и поломанных человеческих судеб, как замкнутый круг на лагерной прогулке, нет у него начала, нет ему конца.
И всем античным трагедиям не сравниться со страшным в своей простоте рассказом о том, как женщина-филолог настоящую поэзию серебряного века услышала только в ГУЛАГе, прятала тетрадочку со стихами и запомнила их на всю оставшуюся жизнь.
Сегодня для актеров двойная ответственность, в зале присутствует вдова писателя, Наталья Дмитриевна Солженицына, для нее каждое слово на сцене имеет особый вес, а слова Бродского, ставшие эпиграфом к спектаклю, максимально точно отражают нашу сегодняшнюю потребность продолжать говорить на эту тему:
"Возможно, через две тысячи лет чтение "ГУЛАГа" будет доставлять то же удовольствие, что чтение "Илиады" сегодня. Но если не читать "ГУЛАГ" сегодня, гораздо раньше, чем через две тысячи лет, читать обе книги будет некому"
2 минуты
28 апреля 2024