Найти в Дзене
50 подписчиков

В издательстве "Индрик" вышла книга выдающегося искусствоведа и писателя Серебряного века Павла Муратова "Римские письма", объединяющая под одной обложкой его статьи, печатавшиеся в парижской газете "Последние новости" в течение 1926 года.

Павел Муратов - человек, которому я безмерно благодарен за то, что он подарил мне Италию, подобно тому как М. Л. Гаспаров открыл для меня античную Грецию. А знакомством с самим Муратовым я обязан Борису Зайцеву, дивному писателю, отмеченному гением душевной чистоты и непоколебимой нравственной стойкости. Зайцева и Муратова связывала тесная дружба. Ещё до революции, в 1900-е годы, они вместе ездили в Италию и навсегда подпали под очарование этой великолепной страны, "родины нашей души". После этих совместных поездок Муратов написал свою прославленную книгу "Образы Италии", вошедшую в золотой фонд русской литературы. Если вы ещё не читали её, обязательно прочтите: перед вами предстанут такие сокровища культуры, такие безграничные пласты её, что жизни не хватит, чтобы изучить это богатство. Вас ждут встречи с великими художниками Тинторетто, Джованни Беллини и Тьеполо, писателями Карло Гоцци и Гольдони, Казановой, Стендалем, фресками, соборами, мозаиками, Вазари, барокко, историком Грегоровиусом, Винкельманом. В повествование вплетены рассказы о могущественных князьях и святых, влиятельных покровителях искусств и наук, об учёных гуманистах, о педагоге Витторино да Фельтре, прославившем город Мантую. Всё здесь густо опутано нитями культурных связей, эпохи накладываются друг на друга и пронизывают друг друга, видоизменяясь, перевоплощаясь, персонифицируясь и распадаясь на множество элементов в едином потоке времени. Муратов дарит вам прекрасную южную страну целиком, от древности до начала XX века. Борис Зайцев писал, что в русской литературе нет ничего равного этой книге "по артистичности переживания Италии, по познаниям и изяществу исполнения". Крупный литературный критик Ю. И. Айхенвальд справедливо отмечал, что книга Муратова "пленяет раньше всего своим слогом, на котором лежит печать благородства и духовной аристократичности".
"Образы" пробудили во мне интерес к итальянскому средневековью, через них я вышел на письма Екатерины Сиенской, интереснейшую работу медиевиста-эмигранта Н. П. Оттокара "Культурные центры старой Италии: Венеция, Флоренция, Сиена", напечатанную в том же издательстве "Индрик" в 2022 году. Я начал интересоваться итальянской живописью эпохи Возрождения, ближе знакомится с литературой Италии, с тем, что не входит в университетскую программу: историческими хрониками Джованни Виллани и Дино Компаньи, поэзией Гвидо Кавальканти, остротами и анекдотами Поджо Браччолини, трактатом о достоинстве человека Джаноццо Манетти, новеллами Мазуччо Гуардати и философской лирикой Джакомо Леопарди. Всё это переведено на русский язык и мёртвым грузом лежит на пыльных полках наших библиотек. Чтение волшебной книги Павла Муратова способно оживить для нас эти безмолвные тома.
Айхенвальд, Зайцев, Муратов, - какая удача для нас, что эти прекрасные люди являются частью русской культуры. Они внушают надежду, дают пример и служат эстетической и моральной опорой в нашем безумном мире.
"Римские письма", несомненно, будут ценным дополнением к "Образам Италии".
2 минуты