2332 подписчика
🤫 Культура потребления. Кто нас заставляет покупать? Сергей Минаев
Для тех, кто не в курсе: Сергей Минаев, блогер, телеведущий, писатель, автор романа «Духless. Повесть о ненастоящем человеке».
Много умных людей не нужно.
Торговые центры – это храмы новой религии – консюмеризма. Капитализм создал Homo Consumerius.
В 1929 г. в Нью-Йорке женщины-суфражистки (сейчас это феминистки), боровшиеся за избирательные права, прошли маршем с сигаретами в зубах. Акцию «Факелы свободы» организовал Эдвард Бернейс, отец пиара, работавший на American Tobacco. Разгорелся скандал, так как женщины раньше вообще не курили, но именно тогда женское курение вошло в моду и стало массовым.
«Продавать надо не товары, а идеи».
Ги Дебор в книге «Общество спектакля» описал принципы действия, причины и последствия применения технологий рекламы и маркетинга, новый образ жизни и мировоззрения людей в рыночной экономике.
Промышленная революция в Англии вызвала переезд крестьян в города. Те жили сначала экономно, тратя деньги только на еду и лекарства. Бизнес был заинтересован, чтобы они тратили больше. Для этого придумали первые универмаги, поход в которые должен был стать развлечением, приключением, не ради покупок, а ради интереса.
Если продуктов много, их надо отличать. Так возникли бренды.
Производство растет быстрее численности населения. Так за полвека население США выросло в 3 раза, а производство товаров – в 12 раз.
«Потребление – самый короткий путь к счастью». Формируется культ всего нового. Обладание деньгами становится всеобщим мерилом успеха.
Продуктов производят больше, чем потребляют. Отставание потребительской силы от производительной – самая большая проблема. Непроданные товары пойдут на свалку. Необходимо убедить людей потреблять, для этого нужно вырастить потребителя. Появляется пиар.
Бернейс «Пропаганда»: «Пиар – способ сформировать определенное поведение у людей. Предложение товаров должно сформировать определенный спрос с помощью пропаганды и рекламы»
Как вырастить потребителя:
1. Отучить от бережливости – «живи моментом», «жизнь коротка».
2. Зависть подпитывает экономический прогресс.
3. Замена старых потребностей новыми. Полного удовлетворения потребностей просто не должно существовать.
4. Научить жить в долг: займы, кредиты.
Задача рекламщиков – сделать товары необходимыми для будущих покупателей.
Покупая товар в рассрочку, покупатель должен чувствовать, что вырос в собственных глазах и социальном плане. «Продавая пылесос – продаешь статус».
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»: Потребление должно стать образом жизни. Эту идею необходимо поместить людям в мозг.
«Запланированное устаревание» — менее качественные товары для скорой замены.
Ты — это то, что ты потребляешь.
Ги Дебор, Жан Бодрийяр «Общество спектакля»: истина, подлинность больше не существуют, вместо них господствуют шоу. Торжество производства и продажи символики. СМИ и бренды выстроили параллельную реальность, спектакль, симулякры.
Торжество бренда над товаром: компании создают в первую очередь бренды, а товары производят где-нибудь в Азии. Например, у Nike затраты на товар – 2%, а бренд, маркетинг и прибыль – 98%.
Бренды даже осваивают субкультуры: Че Гевара, хиппи, готы, панки, K-pop и т.д.
2 минуты
12 апреля 2024