Найти в Дзене
2332 подписчика

🤫 Культура потребления. Кто нас заставляет покупать? Сергей Минаев


Это конспект видео на Youtube-канале. Только тезисы, задача раскрытия темы не ставилась.

Для тех, кто не в курсе: Сергей Минаев, блогер, телеведущий, писатель, автор романа «Духless. Повесть о ненастоящем человеке».

Много умных людей не нужно.

Торговые центры – это храмы новой религии – консюмеризма. Капитализм создал Homo Consumerius.

В 1929 г. в Нью-Йорке женщины-суфражистки (сейчас это феминистки), боровшиеся за избирательные права, прошли маршем с сигаретами в зубах. Акцию «Факелы свободы» организовал Эдвард Бернейс, отец пиара, работавший на American Tobacco. Разгорелся скандал, так как женщины раньше вообще не курили, но именно тогда женское курение вошло в моду и стало массовым.

«Продавать надо не товары, а идеи».

Ги Дебор в книге «Общество спектакля» описал принципы действия, причины и последствия применения технологий рекламы и маркетинга, новый образ жизни и мировоззрения людей в рыночной экономике.

Промышленная революция в Англии вызвала переезд крестьян в города. Те жили сначала экономно, тратя деньги только на еду и лекарства. Бизнес был заинтересован, чтобы они тратили больше. Для этого придумали первые универмаги, поход в которые должен был стать развлечением, приключением, не ради покупок, а ради интереса.

Если продуктов много, их надо отличать. Так возникли бренды.

Производство растет быстрее численности населения. Так за полвека население США выросло в 3 раза, а производство товаров – в 12 раз.

«Потребление – самый короткий путь к счастью». Формируется культ всего нового. Обладание деньгами становится всеобщим мерилом успеха.

Продуктов производят больше, чем потребляют. Отставание потребительской силы от производительной – самая большая проблема. Непроданные товары пойдут на свалку. Необходимо убедить людей потреблять, для этого нужно вырастить потребителя. Появляется пиар.

Бернейс «Пропаганда»: «Пиар – способ сформировать определенное поведение у людей. Предложение товаров должно сформировать определенный спрос с помощью пропаганды и рекламы»

Как вырастить потребителя:

1. Отучить от бережливости – «живи моментом», «жизнь коротка».

2. Зависть подпитывает экономический прогресс.

3. Замена старых потребностей новыми. Полного удовлетворения потребностей просто не должно существовать.

4. Научить жить в долг: займы, кредиты.

Задача рекламщиков – сделать товары необходимыми для будущих покупателей.

Покупая товар в рассрочку, покупатель должен чувствовать, что вырос в собственных глазах и социальном плане. «Продавая пылесос – продаешь статус».

Олдос Хаксли «О дивный новый мир»: Потребление должно стать образом жизни. Эту идею необходимо поместить людям в мозг.

«Запланированное устаревание» — менее качественные товары для скорой замены.

Ты — это то, что ты потребляешь.

Ги Дебор, Жан Бодрийяр «Общество спектакля»: истина, подлинность больше не существуют, вместо них господствуют шоу. Торжество производства и продажи символики. СМИ и бренды выстроили параллельную реальность, спектакль, симулякры.

Торжество бренда над товаром: компании создают в первую очередь бренды, а товары производят где-нибудь в Азии. Например, у Nike затраты на товар – 2%, а бренд, маркетинг и прибыль – 98%.

Бренды даже осваивают субкультуры: Че Гевара, хиппи, готы, панки, K-pop и т.д.


2 минуты