13 подписчиков
Расскажу вам сказку. Жили-были...
Нет, не так. Расскажу про сказку, про чудесную сказку, которую увидела и услышала в Театре на Юго-Западе.
Или даже не так. Про целый сказочный венок, сплетенный, как из лугового многоцветья, из ярких актерских работ.
Идея спектакля "Жили-были" родилась у режиссера Максима Лакомкина из задания рассказать про семейные ценности в номинации "театр" на конкурсе творческих компетенций ArtMasters на прошлогоднем фестивале "Таврида АРТ". За год идея превратилась в большой, красочный, самобытный спектакль, который, с творческого благословения Художественного руководителя театра Олега Леушина, отправляется в большое путешествие прямиком к зрительским сердцам. Мое точно было покорено! И рядом со мной сидели такие же вдохновленные, увлеченные происходящим на сцене.
А происходил там полнейший беспредел. Режиссер перед спектаклем официально разрешил актерам похулиганить, и уж как они разошлись! На сцене их всего семеро (кстати, очень подходящее число для сказки), но кажется, что они заполняют собой все сценическое пространство, да что уж там, весь зал. Настолько быстро они меняют маски, а одна сказочная история сменяет другую, что только успевай подмечать все детали. Вот я, по прошествии нескольких дней, понимаю, что хочу еще раз погрузиться в это сказочное безумие (в хорошем смысле слова).
Первый сборник русских народных сказок Александра Николаевича Афанасьева вышел еще в середине XIX века, а житейская мудрость, хранящаяся в нем, все так же актуальна. Разве не слышим мы сегодня истории про смекалистых мужиков и сварливых жен, про обман и его разоблачение, про наказание мошенников и сластолюбцев, про храбрых богатырей и прекрасных царевен? Язык афанасьевской сказки звучит в спектакле, как музыка. Временами, как протяжный народный запев, но чаще, как разухабистая частушка. И с каким же непередаваемым юмором и фантазией в эту народную песню вдруг вплетается мелодия Эннио Морриконе, и как же она здесь органична! Композитор Владимир Генералов совершил маленькое музыкальное чудо, соединив, казалось бы, совершенно несоединимое. Актеры бродячего балаганчика, рассказывающие нам афанасьевские сказки, движутся в этом музыкальном ритме, как единый организм. Синхрон их движений кажется вполне естественным, а не заученным, а образы, которые они создают, прирастают к ним, казалось бы, накрепко. Но как только меняется маска - оп! - и образ становится совершенно другим. Был Соловей-разбойник - стала ворона (Артур Хачатрян), был смекалистый мужик (Денис Шалаев) - стала глуповатая свинья и далее по списку.
Моя огромная любовь в спектакле - костюмы. Олег Мазуренко, ответственный за превращения героев, проявил бездну фантазии, чтобы обычный чайник, например, превратился в шлем Ильи Муромца (Игорь Степашин) таз - в его же щит, валенок - в шапку попа-сластолюбца (Максим Гигенин), а про замысловатые кокошники и наряды единственной актрисы в спектакле и говорить нечего. За одну юбку из лаптей можно дать модную премию. Для героини Алины Лакомкиной придумали столь заковыристое имя, что она сама слегка путается, произнося его скороговоркой. А для нас она никакая не "...Апполония Гера - Ингеборга - Сесилия Колобоксика - Августа Фантиксена Попандопалуська Вторая", а просто Глаша. Великолепная игра актрисы мгновенно превращает обиженную на мужа жену, которую даже черт (Егор Кучкаров) боится, в прекрасную царевну или плутовку-лисицу, обманувшую свинью или слопавшую колобка, а уж в роли коварной царской дочки, укравшей волшебное кольцо, она просто неподражаема. И особое спасибо за не скрывающий эмоции грим обладателю премии ArtMasters Дарье Непомнящих.
А как еще нам узнать про структуру сказочного повествования, о том, что такое "коты" или про сказочную мораль? Конечно от премудрого зайца в очках, превращающегося в сказочника-рассказчика (Андрей Санников).
Не так просто создать нечто, что будет одинаково воздействовать и на взрослых и на детей. Рядом со мной девочка лет восьми не отрывает взгляда от происходящего на сцене, а с другой стороны громко хохочет взрослый мужчина.
Как там говорится? "Не любо, не слушай". А нам точно любо
3 минуты
12 апреля 2024