Найти тему

Что же произойдёт в ситуации, где «иерархии» пугают или напротив запрещены (потому, что пугают)…?


Жак Блез пишет о навязчивости -

«Если же потребности больше не могут быть опознаны, то тогда действительно все одинаково важно или одинаково неважно.

Осознание своих потребностей и позволяет индивиду ориентироваться в сущест­вующей среде и делать выбор того, что дает возможность действовать в интересах удовлетворения опознанных потребностей.

Установление иерархии господствующих в данный момент потребностей сопровож­дается установлением иерархии элементов среды: возвращаясь к нашей пациентке, мы могли бы сказать - разумеется, кратко и схематично, - что если ее потребность выйти на прогулку в данный момент времени явно была бы на первом месте, то вопрос о том. хорошо ли она, выходя из дому, закрыла дверь на ключ, превратился бы в «не самый сущест­венный».

С точки зрения все той же теории «self», можно дополнить этот анализ: если «ид ситуации» не присутствует в достаточной мере, тогда мобилизация функции «персоналити» терпит неудачу.

Эта неудача в нашем примере возникает в виде факта, что данная пациентка, прове­рив все, не интегрирует опыт проверки; иными словами, перед нами расстройство функции «персоналити», отвечающей, помимо всего про­чего, за усвоение опыта.

Такое усвоение опыта, с одной стороны, есть то, что позволяет оканчивать текущий опыт и обретать готовность для чего-то другого; и оно же постепенно ведет к осознанию личностной идентичности.

В этом контексте гештальт-терапевта интересует не содержание то­го, что можно было бы назвать фобией (невозможность покинуть класс или запереть дом, например), а способ, которым данное лицо структу­рирует свой опыт; в данном случае - то, что пациент не устанавливает иерархий.

Работа терапевта нацелена, таким образом, не столько на то, чтобы понять, что представляет из себя эта невозможность запереть дверь, сколько является попыткой восстановить в пациенте способность устанавливать иерархии вещей. Мое вмешательство, следовательно может быть такого рода: «Скажите, пожалуйста, что именно на этом се­ансе было для Вас самым важным?» или: «Есть ли в этой комнате пред­меты, их форма или цвет, которые в данный момент обращали бы на себя Ваше внимание?» и так далее.

Это работа по «возвращению» спон­танного структурирования опыта через установление иерархий».

Жак Блез «Невроз и изменение»
1 минута