Найти тему
56 подписчиков

Дневник Артели БФЛ 11.04.2024


по части 4, главы 15, Семинара V

читать её стоит учитывая и перечитывая главы 6-7-8 Семинара IV, которые объединены, как вторая часть этого предыдущего Семинара, под названием «Переверсивные пути желания»

тогда в этой одной небольшой заключительной части главы 15 Семинара V
появляется возможность проследить плотное переплетение следующих линий лакановской мысли:

- статус женщины как объекта символического обмена с учётом того, что она субъект, и итог прохождения женщиной Эдипа в виде обретения этого статуса (также здесь есть отчётливый привет последующей формализации этого вопроса в таблице сексуации Семинара XX)

- прояснение сопряжения воображаемого и символического в формуле перверсивного (именно перверсивного как отправного пункта) фантазма

- значение воображаемого и образа для таких взаимоувязанных категорий как метонимия, перверсия, фантазм, желание

- образование субъекта и вытесненного, как эффектов преткновения в символизации воображаемого

некоторые ключевые фразы из упомянутых выше глав Семинара IV:

Я не просто так называю сегодня женщину объектом, но именно потому, что в некоторый момент она должна войти в эту диалектику в качестве объекта. Как раз эта позиция и является наименее естественной, так как она является производной и представляет интерес только потому, что её занял субъект.

когда речь заходит о перверсии, воображаемое измерение оказывается преобладающим. Эта воображаемая связь лежит на пути того, что переходит от субъекта к Другому – того, точнее говоря, что в силу вытеснения осталось от субъекта в Другом. Эта речь является речью субъекта, но поскольку она, будучи по природе речью, представляет собой сообщение, которое субъект получает от Другого в обращённой форме, она, вместе с тем, может оставаться и в Другом, образуя в нём вытесненное и бессознательное, устанавливая возможные, но не реализованные отношения.

бессознательная речь [формулировка которой и есть фантазм (!)], которая должна быть найдена несмотря на все искушения анализа переноса. Это то, что исключено и не представлено в неврозе, но то, что следует обнаружить [в процессе анализа], поскольку это получает развитие и проявляет себя во всех симптомах, образующих этот невроз, и занимает место в клинической картине в качестве фантазма.
(…) Перверсия, а лучше выразимся точнее, перверсивный фантазм, обладает одной особенностью, которую теперь мы можем прояснить.
В нём имеет место символическая редукция, которая постепенно устраняет всю субъективную структуру ситуации, позволяя сохранить от неё лишь всецело десубъективированный и в итоге таинственный остаток, (…) Здесь мы имеем дело со своего рода объективацией означающих ситуации. То, что на уровне перверсии проявляется в качестве фундаментально структурирующих историю субъекта отношений, одновременно поддерживается и содержится, но лишь в виде чистого знака.

За осью S–А следует закрепить символическое значение, всё актуальное бытие субъекта. На другой оси воображаемая диспозиция a–a' является тем, в чём субъект получает свой статус, свою объектную структуру, которая признана им как таковая и включена определённым образом в собственное Я, противостоя объектам, обладающим для него непосредственной привлекательностью и соответствующим его желанию, поскольку оно направлено по воображаемым рельсам, формирующим так называемые либидинальные фиксации.
2 минуты