352 подписчика
75-76 Лекция. Фурсов. СССР в 1953-1964 годах. Часть третья
Глава 14. Образование и наука в период правления Хрущева 1953-1964
Лекция 75-76. Пункт 97. Советское самолетостроение. Авиаконструкторы - Туполев, Яковлев, Антонов, Ильюшин.
В 1950-60 годы советская авиастроительная отрасль вышла на передовые рубежи в мире. Были созданы военные и гражданские самолеты, которые не уступали западным аналогам, а по некоторым позициям значительно опережали. СССР имел полную линейку современных военных и пассажирских самолетов. Советские КБ обеспечили технологический прорыв, а советские авиационные заводы успешно освоили выпуск высокотехнологичной авиационной продукции в достаточном количестве.
Многие из КБ были созданы еще при Сталине. Для конкуренции между конструкторами Сталин всегда создавал несколько КБ, как в области авиации, ракетостроения, космоса, так и в других технологических военных отраслях.
С точки зрения огромной территории СССР и необходимости повышать территориальную связность страны, авиация имела громадное значение. Во всех крупных городах, а затем и в городах с числом жителей свыше 100 тысяч человек были построены аэропорты, откуда можно было быстро добраться в любую точку страны, доставить груз. Большинство постоянных аэродромов использовались в военных целях, вместе с гражданскими самолетами на них базировались военные.
Интересно, что в советское время только авиаконструкторы могли называть самолеты своим именем: ТУ, ЯК, АН, ИЛ. Обычно такой культ личности в других отраслях техники не поощрялся. По мере развития каждое из авторских авиационных КБ постепенно получило свою специализацию.
Андрей Туполев (1888-1972). Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, его учениками были выдающиеся авиаконструкторы Петляков, Сухой, Миль, Андрей Туполев (его сын), Лавочкин, Королев.
Еще в 1920-е годы Туполев экспериментально доказал возможность строить цельнометаллические самолеты из дюрали и создал первые образцы ТБ-1 и АНТ-25 “Максим Горький” - самый большой самолет на то время, имевший 8 моторов.
В 1930-е годы Туполев был репрессирован и возглавил шарашку (КБ или НИИ из заключенных) по развитию авиатехники. В годы войны был освобожден и через время возглавил КБ Туполева, которое стало специализироваться на разработке стратегических бомбардировщиков.
После войны был создан первый реактивный бомбардировщик ТУ-16. Туполев настоял чтобы все стратегические бомбардировщики имели свою гражданскую пассажирскую серию. Так ТУ-16 соответствовал среднемагистральный пассажирский лайнер ТУ-104 (дальность полета 7.200 км), соответствовал по классу Боингу 707.
Самым долго эксплуатируемым самолетом Туполева стал стратегический турбореактивный четырехмоторный самолет ТУ-95 введенный в эксплуатацию в 1958 году, который продолжает эксплуатироваться как ракетоносец в ВВС РФ до сего дня. На его базе был создан дальнемагистральный пассажирский лайнер ТУ-114. Самолет мог без дозаправки совершать перелеты на 15.000 км и нести при том серьезную бомбовую или пассажирскую нагрузку.
Самыми известными пассажирскими самолетами Андрея Туполева стали ближнемагистральный ТУ-134 и Ту-154. ТУ-134 был введен в эксплуатацию в 1963 году, а Ту-154 в 1968 году.
Всего было построено почти 2000 самолетов. Среднемагистральный самолет ТУ-134 вместимостью 84 пассажиров имел дальность полета 3.000 км., а Ту-154 вместимостью 180 человек имел дальность 4.000 км.
Главной гордостью Андрея Туполева стал первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер ТУ-144, введенный в эксплуатацию в 1968 году. Но заканчивал этот проект уже его сын - Алексей Туполев. Дальность полета была небольшой для такого типа самолета - 6.500 км, но крейсерская скорость составляла 2.300 км в час, превышая скорость реактивного самолета в 2,5 раза.
3 минуты
8 апреля 2024