37 тыс подписчиков
Pz.Kpfw.IV из Сомюра с сомнительным качеством реставрации
То, что у нас существуют элементы самобичевания и преклонения перед всем зарубежным, давно не новость. Смотреть на это грустно и смешно, особенно когда речь касается тех областей, которые не так уж и запущены, как это может показаться. Касается это реставрации военной техники, а также состояния музейных экспонатов. В полное мере данная ситуация имеет отношение и к танковым музеям. В своё время, когда выходили "Командирские рубки", часто вылезали специалисты по любым вопросам, рассказывавшие, что в Кубинке всё плохо. Хваля при этом зарубежные музеи. Наивные персонажи даже не догадываются, что там творится внутри значительной части танков того же Бовингтона.
Реставрация бронетанковой техники силами ведомственных музеев очень часто является вещью, скажем так, весьма своеобразной. Особенно что касается мелких деталей. Большого секрета тут нет и легко объясняется. Те же оригинальные фары отнюдь не лежат на складе, поэтому используют то, что нашлось. Впрочем, такое бывает далеко не у одних государственных музеев. Частники тоже любят чудить, причем данное явление международное. В данном случае примером служит немецкий танк Pz.Kpfw.IV Ausf.J, стоящий в танковом музее Сомюр.
Данная машина является одним из самых ранних Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Танк с номером шасси 89660 был изготовлен на Nibelungenwerk в марте 1944 года. Далее он оказался во Франции, некоторое время повоевал, стал трофеем. После войны танк использовался в качестве мишени на стрельбище в военном училище, что в Бурже. Можно сказать, что танку повезло. Значительная часть доживших до наших дней боевых машин времен Второй мировой войны - бывшие мишени со стрельбищ. Конечно, часто они сильно повреждены, но лучше так, чем в металлолом. Пробоины можно и заделать, иногда из половины танка делают ходовую машину.
В данном случае бывшая мишень оказалась в танковом музее Сомюр, Франция. Было решено отдать танк в реставрацию, занимались им братья Кадманы, в своё время они являлись одними из организаторов шоу The War and Peace. Задачи поставить танк на ход не стояло, скорее надо было "сделать красиво". Если примерно так стояла задача, то, наверное, даже получилось. Но если приглядеться...
Для начала, в танке сочетается то, чего сочетаться не может при всём желании. Зачем-то именно на этом танке было решено сделать сетчатые бортовые экраны. Видимо, кто-то решил, что будет красиво. А как оно сочетается с другими элементами машины, никто не спрашивал. Так вот, появились они в сентябре 1944 года, когда Pz.Kpfw.IV Ausf.J претерпел ряд метаморфоз. Во-первых, от глушителя отказались, вместо него стали ставить прямоточные патрубки. Во-вторых, начиная с сентября 1944 года отказались от циммерита. То есть тут либо крестик снять, либо плавки нацепить.
Это еще половина дела. Частенько реставраторы и примкнувшие к ним люди действуют, можно сказать, по наитию. Вот и бортовые экраны делались по наитию. Если кто-то не в курсе, то экраны делались немцами быстросъемными. В данном случае получилось скорее чего-то по мотивам, и просто так вы их не снимете. Что кронштейны, которые крепятся к корпусу, что крепления на секциях экранов, на себя не похожи.
Дальше больше. Крылья на себя не похожи, ощущение, что брался первый попавшийся профнастил со строительного рынка. На размещение инструмента, и тем более на его внешний вид, лучше даже не смотреть. Да и смотреть, откровенно говоря, не на что. Кроме домкрата, более ничего крупного не нашлось. "И так сойдет".
Также нашлась задняя конвойная фара NOTEK, ее установка вполне аутентична. Чего не скажешь о передней светотехнике. Еще в сентябре 1942 года Pz.Kpfw.IV стали получать водонепроницаемые фары Bosch со светомаскировочными крышками. На Ausf.H их число сократилось до одной, ибо уже экономия. В случае же с данным танком были взяты некие фары, которые должны символизировать бошевские ранние фонари, и передняя конвойная фара NOTEK.
В итоге получился красивый экспонат, который часто фотографируют. Но моделистам и любителям «заклепок» лучше не подходить к нему на пушечный выстрел. «Зато красиво».
3 минуты
7 апреля
975 читали