Найти тему
13 подписчиков

В Театре у Никитских ворот совершенно особенная премьера. Марк Розовский поставил одноактную пьесу Андрея Платонова "Голос отца". Обратиться к творчеству одного из главных российских/советских языкотвóрцев, или, скорее, языкотворцóв, как определил значение писателя сам Розовский, было довольно смелым шагом. Особый мир писателя покоряется не каждому. Но у режиссера Театра у Никитских ворот с творчеством Платонова давние отношения. Еще в 1967 году он поставил в эстрадной студии МГУ "Наш дом" сатирическую пьесу "Город Градов", был хорошо знаком с вдовой Андрея Платоновича и предлагал поставить Платонова в нескольких самых значимых театрах 60-х. Любимов сказал, что этот материал "не его", Товстоногов вообще рукопись потерял, (потом, правда она благополучно нашлась). Честнее всех оказался Ефремов, сказавший, что время Платонова на сцене еще не пришло.

Пьеса "Голос отца", во что трудно поверить, была написана в 1938 (а по уточненным данным исследователей его творчества в 1939 году) и являлась частью большого драматического произведения, которое так и не появилось на свет. Опубликована она была лишь в 1967году в журнале "Звезда Востока". Известно, как Сталин относился к Платонову, одна его краткая резолюция на прозу Платонова "сволочь!" говорит о многом. Неудивительно, что произведение гения русской словесности появилось в печати только после смерти как самого писателя в 1951году, так и Сталина в 1953-м.
"Голос отца" - своеобразное посвящение сыну Платонова, который был арестован за юношеское баловство по доносу как раз в 1838 году и, несмотря на заступничество Шолохова, провел два года в лагерях, откуда вернулся тяжелобольным и в 1943 году его не стало.
Влияние тревоги за сына, любви к нему нашли в пьесе "Голос отца" самое глубокое отражение. И может поэтому спектакль Марка Розовского начинается с кладбищенской тишины. Яков приходит на могилу отца, в полном молчании достает из холщевого мешка немудреную выпивку и закуску, по русской традиции поминает отца у его могилы и все это в звенящей тишине зала. Даже звука его шагов мы не слышим, можем только ошутить глубину его печали по ушедшему отцу. Для меня настоящим открытием стал прекрасный актер Александр Чернявский, который так умеет держать паузу, что боишься пошевелиться, чтобы ненароком не разрушить магию. А затем начинается его монолог, точнее диалог с отцом, отвечающим сыну из глубины его души. И этот диалог-монолог, несомненно, самая значимая часть спектакля. Сын спрашивает совета отца, как ему жить дальше, он слепо верит в могущество Сталина и готов пожертвовать собой, чтобы "создать великий мир благородного человека", но его отец уже стал жертвой собственного идеализма и предостерегает сына от последствий такой масштабной борьбы: - "ты погибнешь, сын". Горький опыт отца призван воспитать в сыне новые качества: - "мой отец...велел быть только добрым и терпеливым. А я хотел, чтобы ты был знающим и смелым. Но ты должен теперь стать мудрым и счастливым".
Пока мертвые спят в своих могилах, одни потомки приходят за памятью и советом, а другие - чтобы снести кладбище и выстроить на его месте парк развлечений. Вот такой воинствующий хам с лопатой и появляется у могилы отца Якова. Его рассуждения о лучшей жизни для всех не лишены резона, его вера в лучшее будущее великой советской страны непоколебима, но методы создания "парада красоты", которые он избрал, совершенно абсурдны. Для него важнее памяти "харчи, напитки, вафли, простокваша, блины - что хочешь!" Марк Розовский не случайно придал персонажу Ильи Собакина более гротескные черты, чем даже у самого Платонова - хамоватая ухмылка, шутки-прибаутки, гармошка и наглый перекус у разрушенных могил. Конечно, стерпеть такое Яков не может. Задушил бы хама, но, слава богу, есть более высшая сила, способная приструнить идейного негодяя.
Неожиданно возникающий на кладбище милиционер (Богдан Ханин) становится символом высшего правосудия, справедливого и спокойного, и на вопрос Якова, что с таким делать, он отвечает:
- "Сам износится в своей суете. Чадом изойдет и исчезнет. Ведь не каждый гражданин бывает человеком, товарищ!"
3 минуты