Найти тему
17,9 тыс подписчиков

[History]

Интересно, что процесс совершенствования оружия и средств защиты от него практически непрерывен, однако несмотря на испытания, прием на вооружение тех или иных боевых систем, как правило, идет постепенно и осторожно. Ведь мало кто хочет ошибиться переоценив или недооценив то или иное "техническое решение".
И только какое-то "яркое, громкое" события (желательно с катастрофическими последствиями) сразу воспринимается как убедительное доказательство конкретного образца (класса) вооружения.
Так было, например, у Синопа, когда показали свою мощь бомбы и ядра против деревянных кораблей; на Хемптонском рейде, где броня доказала, что может обеспечить кораблю неуязвимость; в сражении у Лиссы, где таран вдруг настолько обратил внимание на себя, что сразу сделался "чудо-оружием; или при Ялу, где скорострельная артиллерия обратила на себя внимание настолько, что эксперты задумались, а нужны ли крупнокалиберные пушки; или после удачных атак U-9, когда всем вдруг стало ясно каким же опасным может быть подводная лодка. Примеры можно продолжать, но ...
А к чему все это?
А к тому, что 6-7 апреля 1945 года, 79 лет назад произошло событие которое окончательно подтвердило ударную роль класса авианосцев и то, что именно эти корабли стали "Властителями океанов".
Именно в этот день началась операция "Тэн-Го" , японская эскадра двинулась к Окинаве, и в ее состав входил самый крупный в мире линейный корабль "Ямато", в сопровождении крейсера и 8 эсминцев. На следующий день, 7 апреля шесть из десяти кораблей были потоплены, в том числе и суперлинкор.
Однако обидно, что в этот день чаще всего вспоминают японский суперлинкор
Между тем, в состав эскадры входил японский легкий крейсер "Яхаги" - один из новейших легких крейсеров японского флота. Кстати, командиром крейсера был известный многим капитан 1 ранга Хара Тамеити, тот самый автор книги "Командир японского эсминца". Благодаря его воспоминаниям, мы сейчас можем более детально изучать быт и походы японского флота. Но вернемся к крейсеру.
Можно часто встретить мнение, что у соединения "Ямато" не было шансов против удара (пусть и двумя волнами) палубной армады из 386 самолетов, но линкор хотя бы имел достаточно мощные (многочисленные) средства ПВО, а японские эсминцы обладали высокой маневренностью.
А вот легкий крейсер "Яхаги" не имел ни того ни другого, поэтому не стоит удивляться, что уже через 12 минут после начала первого налета крейсер получил первое торпедной попадание (в левый борт прямо на миделе). И это попадание стало фатальным - корабль резко лишился хода и остановился.
Машинное отделение было затоплено, все кто там был погибли - восстановить хоть не было никакой возможности. Прямое бомбовое попадание с пикировщиков "прямо сказало", что жить крейсеру осталось не долго. Но как не странно, больше ни один из 150 атаковавших японцев самолетов первой волны не заинтересовался "Яхаги". Ему было суждено дождаться второй волны, и он дождался, (
К подходу второй волны "Яхаги" уже час как дрейфовал без хода, и представлял не сложную цель для 50 самолетов, которые его атаковали. В течение 20 минут крейсер еще получил шесть торпедных попаданий и около 11 бомбовых, и в 14.05 7 апреля "Яхаги" опрокинулся на правый борт и затонул. С крейсеров погибло 446 человек из почти тысячи, находившихся на борту.
Интересно, что командир крейсера Хара и командир 2-й эскадры эсминцев контр-адмирал Комура Кейдзо не стали "геройствовать" и "становиться легендами", погибая вместе с кораблем. Они поступили более разумно - сняли сапоги, покинули крейсер (Хара - последним) и были подобраны эсминцем "Хацусимо" (8 апреля были уже в Сасебо).

Не удивительно, что после Второй мировой именно авианосец стал господствовать на морях и океанах (хотя атомные ракетные подводные лодки с этим вряд ли согласятся). Возможно когда то увидим очередной "яркий" и "громкий" случай.

Ждем.
Фото 1-3 - "Яхаги
Фото 4 - капитан 1 ранга Хара
Фото 5 - "Ямато" на дне.
3 минуты
209 читали