189 подписчиков
Продолжение
Лермонтов был невыразимо привязан к бабушке. Когда он уехал в Петербург в юнкерскую школу, а Арсеньева назад, в Тарханы, то писал другу семьи Александре Верещагиной: «Не могу выразить, как меня печалит отъезд бабушки. Перспектива в первый раз в жизни остаться одиноким меня пугает». Через год оба не выдержали разлуки – по просьбе Лермонтова Арсеньева переехала в Петербург 🏠
Служба на Кавказе, ссылки. Бабушка «хлопотала». Во время обеих ссылок она ходила к властям просить за Лермонтова. Благодаря ей срок первой из них был сокращен, во второй раз этого добиться не удалось, но поэту разрешили на время приехать в Петербург.
❗️По поводу «непозволительных стихов» «На смерть поэта» Арсеньева ходила к начальнику жандармского корпуса Леонтию Дубельту, выпросила смягчение наказания.
Она читала все, что писал Лермонтов. Похоже, не столько ей была интересна поэзия, сколько важно все, что связано с внуком. Из одного ее письма ему: «Стихи твои, мой друг, я читала, бесподобные… Да как ты не пишешь, какую ты пиесу сочинил, комедия или трагедия? Уведомь… Все, что до тебя касается, я неравнодушна…».
Когда Елизавета Арсеньева узнала о смерти внука, ее жизнь закончилась. «Говорят, у нее отнялись ноги, и она не может двигаться. Никогда не произносит она имени Мишеля…», — писала Мария Лопухина, друг семьи. Елизавета Арсеньева почти ослепла. Но снова «хлопотала»: она добилась перезахоронения Лермонтова в Тарханах. После этого жизнь окончательно потеряла смысл, через четыре года после его трагической смерти ее не стало.
1 минута
5 апреля 2024