Найти в Дзене
16 подписчиков

Только утихли споры о том, нужна ли смертная казнь в РФ, и почти сразу же философское комьюнити начало обсуждать другой вопрос – может ли учебно-научный центр в нашей стране носить фамилию философа И. А. Ильина, самого яркого апологета «русского фашизма» (выражение самого Ильина). Учебный центр открыли в РГГУ, а возглавил его А. Г. Дугин. Студенты РГГУ на эту инициативу справедливо возмутились и начали вести антифашистскую кампанию за переименование центра. Коллег из РГГУ решительно поддерживаю.


В дискуссии о смертной казни я предпочёл воздержаться, потому что абсурдность самой возможности её возвращения была очевидна. Но история с центром имени Ильина-Дугина отличается, потому что этот центр фактически уже существует, и Дугин уже даже попытался объяснить цели его существования.

Предлагаю для начала посмотреть на цитаты Ильина, чтобы понять, действительно ли он поддерживал фашизм и нацизм. В 1933 году, после прихода Гитлера к власти, он написал следующее: «Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе» (работа «Национал-социализм. Новый дух»). Какие существуют возражения по поводу того, что эта цитата свидетельствует о поддержки Ильиным нацизма? Во-первых, говорят о том, что Ильин не поддерживал административные гонения на евреев и предлагал смотреть на национал-социализм, вынеся за скобки (почти как у Гуссерля) еврейский вопрос. Является ли оправдательным тот факт, что некто не поддерживает антисемитизм (хотя и не выступает против), но поддерживает приход Гитлера к власти? Едва ли. Кажется, что именно призывы посмотреть на фашизм и нацизм под другим углом, признавая их, мягко скажем, ошибки, прямо и является их реабилитацией.

Во-вторых, говорят о том, что Ильин в августе 1933 года был задержан гестапо как «большевик». Работает ли здесь логика, согласно которой враг моего врага – мой друг? Едва ли. Если Ильина нацисты назвали большевиком, то это не делает его автоматически антифашистом.

Другая знаменитая работа Ильина – «О русском фашизме». Вот, например, одна цитата из неё: «Дѣло въ томъ, что фашизмъ есть спасительный эксцессъ патріотическаго произвола. И въ этомъ сразу заложено — и его обоснованіе, и его опасности». Нужны ли какие-то пояснения? Впрочем, и тут возможны некоторые возражения. Говорят о том, что фашизм в 1928 г., когда была написана эта работа, – это не то же самое, что мы понимаем под фашизмом сегодня. Кроме того, Ильин не считал итальянский фашизм лучшим политическим строем, который должна унаследовать Россия. Русский фашизм, как говорит Ильин, должен быть гораздо более религиозным. Повторю тот же тезис – призывы посмотреть на явления фашизма и нацизма под другим углом, смотреть на них не как на однозначное политическое зло, – это и есть то, что называется реабилитацией. Говоря об этих явлениях, мы не можем игнорировать те последствия, к которым они привели.

В конце приведу самую забавную цитату. Это характеристика Дугиным Ильина из одной его старой книги: «В философе Иване Ильине мы встречаемся с почти карикатурной попыткой создания бравурной версии русского национализма, успешно обходящей все сколько-нибудь важные и существенные темы, принципиальные для выяснения возможности русской философии, и подменяющей вопрошание и выявление болевых точек потоком правоконсервативного сознания, копирующего клише европейского национализма применительно к русскому обществу».
2 минуты