72 подписчика
Зато панические покупки февраля-марта 2022 года очень даже отразились. Причём, рост покупок был невелик, гораздо меньше, чем это бывает в декабрях (график выше 👆). Т.е. дело не в объемах покупок, дело в их характере. К декабрьским всплескам продаж продавцы готовятся заранее, делают запасы. А неожиданный рост, во-первых, приводит к локальному по времени дефициту. Во-вторых, продавцы быстрее повышают цены не только из-за этого, но и из-за неопределённости - не понятно, будет ли товар, какие будут закупочные цены и т.д.
Резюмируя, мы можем выделить следующие проинфляционные факторы.
1. Шок. Нечастый фактор, но самый сильный. Можно ещё добавить эпитетов: паника, состояние большой неопределённости, вызванное резким изменением каких-то условий.
2. Рост экономики. В 2007 году, несмотря на укрепляющийся рубль, инфляция росла, а в 2008 году, несмотря на падающий рубль, - снижалась. В 2015 году дешевеющий рубль тоже не разгонял инфляцию, потому что ВВП снижался. Тут можно вспомнить Блинова, утверждающего, что рост денежной массы вызывает рост ВВП, и сказать мне: "постой-ка брат-мусьё!" У меня предок из Франции, так что я не обижусь.😁 И скажу на это: нет, именно рост ВВП. В 2020 году был значительный рост денежной массы, но перерос он в заметный рост ВВП только в 2021 году. И именно тогда пошла в рост и инфляция. К тому же я раньше писал об американском исследовании, которое установило именно такую связь. Правда, там речь шла о номинальном росте, а не реальном, с учетом инфляции, о котором как раз обычно и говорят. Но если нет шоков (об этом еще поговорим позже), то будет и реальный рост.
И вот тут я предлагаю вспомнить слова Заботкина, которые я приводил в начале этого цикла: "Если спрос на товары растет быстрее, чем объемы производства и импорта...", то всё уходит в инфляцию. Зайдем от обратного: если спрос растет меньше предложения, то, безусловно, инфляция в этом случае снижается. Но вместе с этим уменьшается и предложение, раз оно такое высокое не нужно. А это ведёт сначала к снижению темпов роста ВВП, а затем, если вовремя не развернуть этот тренд, то и к падению ВВП. А опережающий спрос уйдёт "в свисток" только в замкнутой экономике, работающей на пределе. В такой замкнутости находится сейчас разве что КНДР. В другом, обычном, случае он вызовет рост производства или импорта, а значит, рост ВВП. Пусть даже ценой повышения инфляции и снижения курса валюты.
3. Прочие факторы: действия властей, природные и прочие катаклизмы и т.д., и т.п. Они непосредственным своим действием вызывают обычно довольно ограниченный эффект (например, подорожали только яйца, или увеличенный налог вызвал разовое подорожание), но могут запустить инфляционные механизмы в головах экономических агентов: панику, эффект FOMO и т.п. Правда, обычно это происходит на островах невезения, когда и санкции вводят, и куры мрут, и власти сборы и пошлины повышают, и ещё много всякого безобразия происходит. И ВВП, как на грех, растет. Хотя, чур меня, чур меня! Пусть растёт ещё быстрее! В общем, когда всё, как у нас сейчас. И вот когда оно наслаивается одно на другое, всё - пиши пропало. Никуда ты от этой инфляции не денешься. И ЦБ со ставкой своей не спасёт. Даже в 100500%. Остаётся только жить с этим какое-то время, потому что эти факторы по чуть-чуть возникают вновь и вновь. Вот хотя бы новые санкции на никель и алюминий взять. Они приведут и к росту стоимости сырья, и к росту логистических издержек. И снова проинфляционность!
2 минуты
16 апреля 2024