Найти тему

Прочитала статью про речевые ошибки одного Дзен-канала, статья, в принципе, нормальная, но, Боже мой, какой разгул уязвленных неграмотностью соотечественников, сторонников "Ордена грамотных", начался в комментариях!

У меня глаза слезиться начали уже после первых десяти жалоб на темное неправильно глаголющее население:) При этом мешалось всё в кучу (в зависимости от вкусовых пристрастий очередного грамотея) -- просторечье, явные грамматические ошибки, региональные диалектизмы, сленг и жаргон, неуместные диминутивы и пр.
Я испытала какое-то странное ощущение, вроде как, я филолог по образованию, и мы смеялись на лекциях над словами преподавателя по дисциплине "Русский язык и культура речи", которая любила приговаривать, что "филологи скоро превратятся в тайную секту посвященных", и лучше при людях избегать слов вроде "ЗубчАтый", могут счесть неграмотным:)
Но при этом я прекрасно понимаю (может быть, именно потому что я филолог), что язык живой! Его невозможно законсервировать в жестких рамках и границах, он меняется и обогащается причем самыми разными способами. Тут и прижившиеся (не все приживаются) заимствования, забавные и острые неологизмы (тоже должны прижиться), молодежный удивительный сленг (куда без него?) Каждый родитель молодого человека, даже преподаватель в школе или вузе начинает использовать некоторые словечки просто потому что они часто "прикольные" забавные и эмоционально окрашенные, а не говорит как робот на исключительно выхолощенном правильном языке, кодифицированном и нормированном в словарях.
Точка зрения, что выхолощенный язык -- признак интеллигентности и высокой образованности, как мне кажется, отдает даже не противным снобизмом, а просто незнанием дела:) По настоящему владеющий языком человек отличается именно тем, что может использовать самые разные коммуникационные уровни и выразительные средства языка. Включая неологизмы, сленг и пр. Когда это уместно, конечно. На научной академической конференции вы не будете говорить "фиолетово" и "прикольный", а в общении с молодежью не будете изъясняться в сухом академическом стиле. А уж когда пишете литературный текст, вообще используется весь арсенал родного языка:)
Поэтому с чем-то я в мнениях "защитников грамотности" согласна, конечно, неприятно слышать "ложить", "облазить", "торта" или "крема". Хотя пресловутый "кофе" среднего рода -- чистая дань морфологической форме слова, поэтому и идет уже в некотрых словарях с двойной нормой. Бунин в записках о Нобелевской пермии писал :"Кофе было ароматное и горячее" (пишу по памяти), и это нормально, нам хочется произносить это слово в среднем роде, потому что оно выглядит как слово среднего рода! :)
Меня тоже раздражает повсеместное и суеверное "крайний" вместо "последний" в любой ситуации (особенно, если тебя еще и поправляют). Но когда презрительно пишут про "сленг", относя к этому всякие молодежные словечки, возмущаются неологизмами вроде "развидеть", "песель", "собакен", мне это не близко. Слово "развидеть" не заменить никаким синонимом, оно замечательное, яркое, лучше только "уютиться" (у меня его дочка придумала в 4 года, а недавно я с удивлением услышала его в повсеместном использовании!) Диминутивы иногда противные (это был светлый человечек), а иногда вполне себе милые (печенька, вкусняшка). Со словами вроде "молочка" сложнее, я, например, использую, прекрасно понимая, что бытовая речь всегда стемится к редукции, это удобнее. А уж неологизмы собачников "песель", "собакен" вообще лучше не трогать, они рождены чувством любви к питомцам и всегда будут множиться как эмоционально-окрашенные ласковые слова.
Да, надо стараться прививать детям грамотность, но не превращаться в насмешливых снобов, потому что русский язык, крое того, что живой, еще и очень сложный, ошибку может сделать каждый в любой момент :)
А вы что думаете по этому поводу?:)
Прочитала статью про речевые ошибки одного Дзен-канала, статья, в принципе, нормальная, но, Боже мой, какой  разгул уязвленных неграмотностью соотечественников, сторонников "Ордена грамотных", начался
3 минуты