Найти тему
3 подписчика

Сиблинговые отношения. Принятие.


В процессе формирования сиблинговых отношений выделяют три стадии: подготовка, принятие, привязанность. Подготовку (до рождения Ады) мы уже прошли, и сейчас, спустя год, Мира только адаптировалась к новому статусу "сестры" и находится на стадии принятия. Именно на стадии принятия происходит формирование значимости младшего ребенка в глазах старшего. Это проявляется в их совместной деятельности: играх, общении, семейных делах, высказываниях и оценках в адрес друг друга. После принятия начинает формироваться глубокая привязанность.

Как я поняла, что адаптация Миры к появлению сестры завершилась? По нескольким признакам:

1️⃣Ушли откаты в самостоятельности. В течение довольно длительного периода она просила покачать ее на ручках перед сном, как маленькую, раздевать ее после прогулки (хотя конечно же умеет это делать сама), отказывалась выливать и мыть за собой горшок, хотя с 2,10 лет регулярно это делала. В течение нескольких месяцев после рождения Ады также просила кормить ее с ложечки.
Все это могло бы показаться просто капризным поведением, но я знала, что откаты в развитии и самостоятельности совершенно нормальны на фоне больших жизненных изменений или потрясений, стрессов. А рождение сиблинга, как мы знаем, тот еще стресс для ребенка. Именно поэтому я реагировала на все это достаточно спокойно. Не ругала Миру за ее желания, пробовала предлагать делать самой, но если встречала отказ, то не настаивала. Внутренне и интуитивно я знала: это пройдет. И действительно, прошло.
Кстати, #лайфхак: если ребенок начинает отказываться от выполнения привычных рутинных дел или просит делать что-то за него, попробуйте все-таки спросить напрямую – почему он не хочет сам? По крайней мере, в его ответе вы сможете уловить мотивы такого поведения. И если ребенку нужно вновь почувствовать себя маленьким, он даст вам это понять. Не отказывайте ему в этом, вполне возможно, что у него есть такая потребность в виду каких-то жизненных обстоятельств. А вот в каких – это уже вам лучше знать.

2️⃣Мира стала реагировать более спокойно на действия Ады, приняла определенные правила игры. Например, не просто забирает у нее игрушки, а предлагает обмен. Гораздо легче делится, едой вообще всегда готова делиться. Успокаивает и обнимает Аду, когда та плачет. Одним словом, как будто она окончательно приняла ее и приняла свою роль.

Кстати, сиблинговые отношения — одни из самых продолжительных связей из близких отношений между людьми. Независимо от их эмоционального оттенка (теплые, формальные, конфликтные и пр.), часто они продолжаются дольше других межличностных отношений (дружеских, супружеских, детско-родительских), создают общий опыт жизни братьев и сестер, начиная с раннего детства и до преклонного возраста. Сиблинги образуют первую группу «равных», в которую вступает ребенок. Именно поэтому наличие сиблинговых отношений положительно сказывается на способности ребенка устанавливать партнерские (горизонтальные) отношения с другими людьми в настоящем и будущем.

Интересный момент, о котором я часто думаю: пока Мира все еще помнит себя и свою жизнь без сестренки. А ведь настанет время, когда она будет помнить себя только в тандеме с Адой. И больше не будет никаких разделений на “до” и “после”. И единственное, что будет ей напоминать о том, что когда-то было это "до" — акцент на первоочередности рождения, то есть на статусе именно "старшей" сестры. И вот тут есть свои подводные камни... Но об этом в следующем посте.

#детская_психология #сиблинги
2 минуты