584 подписчика
«Рисовый крест». История бренда табачных аксессуаров Rizla+
В середине 1990 годов бренд французской сигаретной бумаги Rizla+ был признан одним из самых дорогих в мире. В итоге в 1997 году компанию Rizla+ на «корню» приобрела крупнейшая на тот момент табачная корпорация Imperial Tobacco. Но путь к известности у Rizla+ был долгим.
Впервые сигаретная бумага под маркой Rizla+ была представлена в 1886 году. Название составлено из двух корней. Riz - французское слово, означающее «рис», а La+ - сокращение от Lacroix, что означает «крест». До этого семейное предприятие, основанное французским промышленником Пьером Лакруа, уже выпускало бумагу для самых разных нужд, в том числе, в рулонах. Фамилия Лакруа буквально и означала «крест», отсюда и дальнейшее появление креста в логотипе.
С сигаретной бумагой Лакруа связана одна легенда. Это было еще задолго до появления бренда Rizla+. Якобы Наполеон Бонапарт своим указом от 1796 года выдал предприятию Лакруа генеральную лицензию, согласно которой оно было объявлен официальным производителем и поставщиком сигаретной бумаги для французской армии. Сведения об этом сохранились в рукописных воспоминаниях, которые имеются в музее семьи Лакруа.
Однако позже историки неоднократно приводили доводы, что данный указ Наполеона является «плодом фантазии» потомков Пьера Лакруа. Бумагу для французской армии предприятия Лакруа возможно и производили. Но, по данным влиятельного британского журнала The Economist, первая сигаретная бумага на фабрике Лакруа была произведена не ранее 1880 года. То есть почти через 100 лет после того, как Наполеон якобы издал тот самый «лицензионный указ».
Как бы там ни было, годом рождения бренда Rizla+ принято считать 1886-й. В 1906 году Rizla+ становится первым европейским брендом, который предложил курильщикам ароматизированную бумагу для самокруток. Сначала выходит бумага с ароматом ментола, затем – с ароматом клубники. Одновременно с этим выпускают бумагу, которая сочетает в себе оба эти аромата.
В 1929 году Rizla+ начинает промышленное производство машинок для скручивания самокруток (hand-rolling machine). Конструкция до сих пор не претерпела глобальных изменений. Все, что встречается в продаже сейчас – по сути, та же hand-rolling machine от Rizla+ 1929 года, разве что – с небольшими техническими усовершенствованиями.
Именно владельцам бренда Rizla+ приписывают изобретение клеевой кромки на листе бумаги, которая облегчает нам процесс скручивания самокрутки. Случилось это в 1942 году. А в качестве клеевой основы была использована жевательная резинка.
Вплоть до конца 1970 годов бумага для самокруток Rizla+ выпускается исключительно в рулонах. Первый стандарт (бумага стопкой/пачкой в 50 листов) вышел в 1977 году. Тогда же были внедрены скошенные углы на бумаге – для удобства.
В 1981 году Rizla+ первой в мире выпустила бумагу со вкусом лакрицы. Лакричная бумага до сих пор является одной из самой популярной среди любителей самокруток.
В 1980-х годах слово «Rizla» становится именем нарицательным. В Европе выражение «не найдется ли у вас ризлы?» означает вопрос о бумаге для самокруток. Во Франции и Великобритании открываются кафе Rizla+, где собираются любители натурального табака и самокруток, чтобы за чашкой кофе или чего-нибудь покрепче обсудить свои бизнес-планы.
Франшиза кафе Rizla+ успешно продается и в другие страны Европы. В 1990-х годах сеть кафе Rizla+ трансформируется из стационарной в мобильную и сопровождает музыкальные фестивали. Там же Rizla+ продает музыкальную и табачную атрибутику. В том числе выпускает ограниченные серии бумаги для самокруток, приуроченные к различным музыкальным событиям.
Наконец, на самом пике взлета, в 1997 году марку Rizla+ покупает транснациональная компания Imperial Tobacco.
В 2000 годы Imperial Tobacco сосредотачивается на выпуске ультратонкой цветной бумаги для Соединенного Королевства, постепенно закрывая исторические фабрики времен на Юге Франции и в Уэльсе. Основное производство переносится в Бельгию. И одна действующая фабрика остается в Германии.
3 минуты
2 апреля 2024