Найти тему

С точки зрения нейропсихологии


Гиперактивность как следствие нарушения сенсорной модуляции

Причины: сенсорное избегание и сенсорный поиск

Поведение, связанное с сенсорным поиском:

🟢ребенок настойчиво стремится к кружению, жесткому надавливанию, которые являются для него успокаивающими (элементы психомоторного возбуждения);

🟢трогает других людей слишком часто или слишком сильно, постоянно трогает или сосет волосы, пальцы, грызет карандаши, ручки;

🟢постоянно находится в движении, прыгая или бегая, часто демонстрирует поведение повышенного риска, стремится к большой высоте и скорости, пренебрегает мерами безопасности;

🟢испытывает настойчивое желание к постоянным подпрыгиваниям, активностям, стукается головой, руками, ногами, постоянно сжимает объекты или постукивает ими;

🟢испытывает трудности в следовании инструкциям;

🟢постоянно отвлекается;

🟢забывчив;

🟢испытывает трудности нахождения на одном месте, например, за партой;

🟢демонстрирует трудности представления о времени: не может выполнить задание за отведенное время;

🟢излишне болтлив, постоянно говорит, сопровождает деятельность вербальной речью;

🟢испытывает трудности с тем, чтобы доделать задание до конца;

🟢склонен к хулиганским действиям;

🟢демонстрирует протестное поведение;

🟢тяжело адаптируется к новым ситуациям;

🟢не может сосредоточиться при наличии шума или других сенсорных раздражителей;

🟢не желает сотрудничать;

🟢деятельность ребенка носит ненаправленный характер и часто разрушительна: хватает все, что попадает на глаза.

Гиперактивное поведение как следствие дисфункции вестибулярного аппарата:

🟢ребенок постоянно находится в движении, прыгает, бегает, кувыркается;

🟢 часто демонстрирует поведение повышенного риска, например, вскарабкивается на большую высоту или двигается слишком быстро, невзирая на меры безопасности.

Гиперактивность как следствие дисфункции проприоцептивного и тактильного стимулов:

🟢ребенок испытывает настойчивое желание к постоянным подпрыгиваниям, активностям типа организации «кучи-малы»;

🟢стукается головой, руками, ногами;

🟢постоянно постукивает объектами и/или сосет руки, грызет ручки, сосет волосы.

Пути коррекции: занятия по сенсомоторной коррекции; сенсорная стимуляция, мозжечковая стимуляция. Сенсорная интеграция включает разработанный в индивидуальном для каждого пациента порядке комплекс упражнений, направленных на развитие основных видов восприятия:

🔵тактильный (стимулирование кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);

🔵зрительный (направленная на стимуляцию зрения при помощи яркого цвета предметов работа в слабо освещенном помещении);

🔵вестибулярный (использование пружинящей поверхности для выполнения поворотов, кувырков, прыжков);

🔵проприочувствительность (стимуляция глубоких мышечно-суставных чувств);

🔵упражнения на развитие крупной моторики, зрительно-моторной координации.

Ожидаемый результат: многосторонняя и многочувственная стимуляция ребенка для обеспечения нормальной работы центральной нервной системы.
2 минуты