13 подписчиков
Это был лучший выбор для Ночи театров - пойти на спектакль "Победа. Реквием" в Театр Камбуровой.
Как раз хотелось чего-то именно такого, с одной стороны негромкого и ностальгического, а с другой - оставляющего неизгладимый след в душе и комок в горле. Получила и то, и другое сполна. Люблю этот театр, постановки здесь всегда нестандартные и очень душевные. В этот раз испытала на себе силу магического воздействия обаяния женской части труппы, их завораживающей пластики, одухотворенных лиц и нереальной красоты голосов. Хотя мужской голос тоже звучал, зачитывая трогательные письма невернувшегося с войны солдата. Со спектакля "Победа. Реквием" выходили совершенно потрясенные, утирая подступающие предательские слезы, в каком-то торжественном молчании, боясь разрушить хрупкое состояние сопричастности. Еще перед спектаклем в крошечном фойе театра получили "привет" из далекого военного времени - программку, сложенную в виде треугольного письма. Когда такие получали, значит была надежда, что любимый, отец, сын или брат живы. Похоронки в таких треугольниках не приносили. Берешь такой вот пожелтевший треугольник с печатями полевой почты, и руки начинают предательски дрожать. А внутри притаились песни военных лет и написанные о войне уже после нее, практически все знакомые, многие перепетые не раз, любимые, родные и проникновенные. Песни наших обязательных застолий в День Победы, детских воспоминаний, когда еще были живы дед, бабушка и дядя, фронтовой шофер, за баранкой доехавший до Праги и Будапешта, медали которого мы так любили разглядывать. "Катюша", "Вечер на рейде", "До свидания, мальчики", "Эх, дороги", "Нежность", "На всю оставшуюся жизнь", "Соловьи" и множество других прекрасных песен, которые скрашивали военный быт, а нам дарили воспоминания, пусть даже на генетическом уровне.
В зал нас ведут окольными путями, и корме длиннющего стола, укрытого белой скатертью, в нем нет ничего. Сначала песни льются с балконов, мелькают в неровном свете цветастые платья, а потом вдруг каким-то волшебным образом за столом оказываются восемь невест. Они все совершенно разные, все красавицы, и у каждой своя собственная боль потери, каждая не дождалась любимого, каждая скорбит и делится с нами своей бедой. В спектакле есть несколько моментов особого потрясения, когда ты вместе с актрисами вдыхаешь, и забываешь выдохнуть, несколько символов и знаков, отсылающих к непроходящей боли и вечной памяти. Один из них - простая Земля, та самая, которую протоптала тяжелыми кирзовыми сапогами пехота до самого Берлина, которая раскисала в распутицу и промерзала суровыми военными зимами, и в которую навеки легли павшие герои.
Как там было у Высоцкого? - "Кто сказал, что Земля не поет, что она замолчала навеки?" Она поет голосами невест, жен, матерей, вдов, поет так, что невозможно пересказать. Все слова оказываются лишними и ненужными, и хочется просто сказать спасибо.
Спасибо замечательным актрисам Наталье Бородиной, Елене Веремеенко, Юлии Зыбцевой, Анне Комовой, Евгении Куровой, Анне Левановой, Галине Войниченко, Алёне Парфёновой, Виктории Тихомировой, спасибо всем музыкантам, спасибо Надежде Гулицкой за такую невероятную идею, спасибо Ивану Поповски за то, что так блестяще ее осуществил, отдельное спасибо за образы девушек художнику по костюмам Нине Климовской. Спасибо Елене Камбуровой, что есть такой театр, в котором играют на струнах твоей души.
2 минуты
1 апреля 2024