Из тех десяти с лишним лет, что компания SpaceX возит запускает грузы и астронавтов NASA в космос, можно вывести одно наблюдаемое правило: из всех космических проектов Илона Маска воплощение «в металле» получают только те, что любезно согласился профинансировать дядя Сэм. И с новым фетишем нашего героя – гигантской ракетой Starship в этом плане все не так плохо. SpaceX получила грант от NASA почти в три миллиарда долларов на разработку Starship в качестве лунного модуля, плюс Министерство обороны США также подкинуло Маску бабла, так как видят в его новой суперракете средство для переброски грузов в любую точку Земли (и американский ВПК так любит пилить бабло, что наверняка простит нашему герою то что в конечном результате никакого суборбитального транспорта не будет). Так что, очередной поток денег налогоплательщиков Маск себе на очередной проект обеспечил, а посему какой-то реальный продукт на выходе вполне возможно что и получится. Вопрос только в том, когда это будет (скорее всего, не раньше конца 2020-х) и главное – как это будет выглядеть? Прохладные былины про 300 кораблей Starship в год конечно можно сразу выкидывать – но все же, что мы получим в итоге?

Здесь у нас есть один исторический кейс, который на мой взгляд, вполне применим для проведения нужных аналогий. Я говорю о космическом корабле Space Shuttle. Очень похожий проект: тоже огромный космический корабль, тоже являлся следующим шагом после капсул, запускаемых на ракетном поезде и возвращаемых на парашюте, тоже многоразовый. По итогу однако, оказалось что возить спутники на орбиту и экипажи на орбитальные миссии на такой огромной машине, жрущей столь много топлива – слишком затратно, это как возить один мешок картошки с дачи на «БелАЗе» и на нем же ездить на работу. Space Shuttle оказался слишком хорош для нашей жестокой метагалактики.
Аналогичным образом может сложится судьба и Starship. Этот огромный корабль, который разрабатывался для того чтобы вмещать в себя десятки человек, будут использовать для того чтобы спустить с окололунной орбиты на лунную поверхность всего четырех астронавтов. А что касается выведения грузов на околоземную орбиту – замечательно конечно, что Starship сможет запустить в один присест огромную орбитальную станцию Starlab, но много ли найдется подобных payload’ов, чтобы оправдать регулярные полеты самой сверхтяжелой ракеты в истории? Сам Маск обещает что Starship будет регулярно возить на орбиту спутники Starlink огромными партиями, но у самого проекта Starlink есть серьезные проблемы с окупаемостью.
Так что, у проекта Starship есть серьезные перспективы превращения в новый «Шаттл» – и этот Space Shuttle 2.0 имеет все шансы похоронить под собой и компанию SpaceX и проект Artemis.
Из тех десяти с лишним лет, что компания SpaceX возит запускает грузы и астронавтов NASA в космос, можно вывести одно наблюдаемое правило: из всех космических проектов Илона Маска воплощение «в...