574 подписчика
Хочешь выйти из операционки бизнеса? Сначала войди в неё!
4 дня до старта Наставников.
Часто слышу от предпринимателей о желании «выйти из операционки». Под этим обычно понимается отход от повседневных задач и контроля процессов с резким сокращением объёма присутствия в компании.
Но когда погружаешься в детали бизнеса такого «стремящегося на покой», часто оказывается, что он не очень понимает, как подготовить компанию к планируемой трансформации. И начинается канитель с одними и теми же вопросами: как у тебя организованы юридическая и финансовая части, что за команда собрана и чем она мотивирована, как настроены процессы?
Надоело объяснять одно и то же. Это то , что мы делаем на групповой программе НАСТАВНИКИ и на моем личном Наставничестве Составили чек-лист по выходу из пресловутой операционки. Итак, прежде чем уйти в нирвану где-нибудь на Бали, нужно убедиться, что:
1️⃣ Компании обеспечен надёжный юридический фундамент
- Юрлицо правильно структурировано согласно деятельности компании и планам развития. В РФ это обычно ООО, реже — ЗАО.
- Все активы находятся в собственности основного юрлица.
- Документы отражают реальное положение вещей с разделением долей и правами акционеров. Все понятийные договорённости прописаны в юридически значимом виде.
- Задокументирована система принятия ключевых решений, которая страхует риски собственников, но и не сковывает менеджмент в вопросах развития.
Хозяйке на заметку — ИП не является юрлицом, в котором возможен «выход из операционки». Просто поверьте.
2️⃣ Системно ведутся белая бухгалтерия и управленческая отчётность по одному из общепринятых стандартов
Внешние аудиторы или потенциальные инвесторы/покупатели компании должны иметь возможность не только увидеть, что происходит с бизнесом в моменте, но и ретроспективно взглянуть на минимум 1,5-2 последних года его жизни.
Да, придётся отказаться от серых зарплат, платить все налоги и нести прочие расходы, связанные с прозрачностью компании. Иначе эта непрозрачность рано или поздно по вам же и ударит.
3️⃣ Создана удобная и постоянно актуализирующаяся база знаний компании
В ней доступным языком описаны правила работы и жизни компании и всех её отделов. Там же представлена оргструктура и компактно рассказано вообще всё, что нужно для полного понимания этого бизнеса.
4️⃣ Описаны должностные инструкции и регламенты по всем подразделениям и ключевым позициям
В надёжно настроенном бизнесе, даже если завтра уволится треть команды, новые сотрудники быстро войдут в курс дел и подхватят процессы. Потому что регламенты полностью прописаны, а процессы отстроены.
5️⃣ В HR настроена эффективная воронка найма
А также система онбординга, обучения и продвижения уже действующих сотрудников внутри компании.
6️⃣ Настроена система аналитических метрик и дашбордов
С их помощью можно понимать происходящее в компании во всей полноте и многообразии.
7️⃣ Ведётся систематическая работа по мониторингу происходящего на вашем рынке и выявлению инсайтов
Это чтобы продукт вашей компании оставался конкурентоспособным на длинной дистанции.
8️⃣ Сформулированы и постоянно используются правила кастдева, применимые для вашей компании
По ним маркетологи, продажники и продуктологи регулярно общаются с клиентами и уточняют их потребности и возможности. Результаты кастдевов превращаются в гипотезы по совершенствованию продукта и маркетинга.
9️⃣ И, наконец, задачка со звёздочкой — построена корпоративная культура, неформально поддерживающая все вышеописанные формальные моменты
При этом вы понимаете, как и кем эта культура будет поддерживаться после вашего ухода. В целом, можно и без культуры, но я бы не рискнул — это менее надёжно.
Только когда возле каждого из этих пунктов появится галочка, можно подумать о «выходе из операционки». Хотя, по мне, полный отход от активной деятельности делает жизнь скучной. Куда лучше, настроив всё описанное, активнее заняться стратегией развития и искать новые вызовы для бизнеса.
P. S. Это синтез наших ПрактикУМа и Наставников Кстати, а что бы вы добавили в этот чек-лист?
#наставничествобч
3 минуты
31 марта 2024