513 подписчиков
Пророк наполовину
Сегодня интересно вспомнить об идеях французского историка и политического философа, лидера монархической Партии порядка и министра иностранных дел второй республики Алексиса де Токвиля. Исследуя Французскую революцию и борьбу Тринадцати колоний за независимость Токвиль пришёл к выводу, что социальный взрыв происходит не при долгосрочном падении уровня жизни и сокращении свобод, а наоборот – в период их бурного роста (аппетит приходит во время еды). Двадцатый век подтвердил истинность данной точки зрения.
Токвиль испытывал симпатию к США и после своей поездки туда в 1831 году написал один из своих главных трактатов – “Демократия в Америке”. Оптимистично смотря на будущее этой страны, он тем не менее предостерегал американцев от опасностей превращения демократии в охлократию и тиранию, которые видел двумя сторонами одной монеты. Токвиль считал, что при росте благосостояния и свобод усиливается недовольство неравенством, зависть по отношению к превосходящим средний уровень людям. Государство использует эти чувства для усиления собственной власти, прикрываясь ролью благонамеренного арбитра. Дальнейший ход общественных изменений опять же полностью подтвердил предчувствия Токвиля. Борьбой с буржуазией, расизмом, сексизмом, империализмом и другими мысленными конструктами стали обосновывать удушение человеческих свобод, как в Америке, так и в других местах. Хотя история это старая – ещё тираны в древнегреческих полисах, такие как Писистрат, апеллировали к бедноте для захвата власти.
Любопытно, что Токвиль уже в 1830-е видел огромные перспективы Америки и России, двух периферий европейской цивилизации, которым по мысли философа было уготовано со временем затмить и подчинить западноевропейский центр и его колонии. “Все другие похоже достигли природных пределов роста и им ничего не остаётся, кроме как поддерживать текущий уровень, но эти двое растут”. По его словам, пусть и разными путями, но обе шли к одной точке – господству над половиной мира. Различия американцев и русских он видел в том, что первые сражаются с “природными препятствиями”, “варваризмом и дикостью”, “завоёвывая землю плугом фермера”, а вторым противостоит “цивилизация во всеоружии” так что им приходится “бороться с людьми” и “завоёвывать землю мечом солдата”. Впрочем, если Америка пришла к предсказанной ей Токвилем точке (как раз в 1945 половина промышленной продукции на планете производилась в США), то Россия сошла с дистанции в 1917 (или её “сошли” уважаемые партнёры) и больше не представляла реальную угрозу для Западной Европы и старой доброй Англии.
2 минуты
31 марта 2024