11,3 тыс подписчиков
Я ПРОСТО СМЕХ?
«ЖИЛЬ» АНТУАНА ВАТТО
Что-то мы крайне редко делаем так: один пост – одна картина. А зря. О многих шедеврах и книгу написать не грех. Сегодня захотелось поговорить о, быть может, главном шедевре Антуана Ватто «Жиль».
Картина эта уникальна. Мало кто из современников Ватто изображал на холсте актеров. А здесь перед нами к тому же полностью неподвижный, бездействующий актер. Жиль, он же Пьеро, не шутит, не получает тумаков, не изображает наигранное страдание. Он такой же как всегда, но ничего не играет и от этого выглядит очень незащищенным. Хотя Жиль здесь не грустен и тем более не трагичен. Разве что несколько растерян, в отличие от актеров на заднем плане, которые заняты кто разговором, кто своими мыслями. По-настоящему печален здесь, кажется, только осел.
Странно, что никто из актеров и внимания не обращает на тех, кто стоит в двух шагах от них – на нас, своих зрителей. Кроме неподвижного Жиля, глядящего за пределы холста. Очень хорошо написал о нем искусствовед Михаил Герман: «И уже не различить, где живое лицо актера, а где маска комедианта, где кончается театральная наивная доверительность и начинается доверительность просто человеческая» И все же, повторяет Михаил Юрьевич: «Холст Ватто сковал движения человека, как сковывает их роль, сколько бы импровизации в нее ни вносил комедиант».
Так что же перед нами? Метафора театрального спектакля (не зря, возможно, художник выбрал такую точку зрения, будто мы смотрим на Жиля из партера) или исповедь самого Ватто? Как бы то ни было, запомнив это лицо (а забыть его трудно), мы по-другому смотрим и на других, более, казалось бы, легковесных, смешливых персонажей других его картин. И замечаем в них ту же щемящую грусть, тот же доверчивый взгляд.
1 минута
28 марта 2024