Найти тему

Атака и стратегия ч. 2 (автор Игорь Коротеев)


Наиболее полное осмысление стратегии сделал впервые в VI в. до н.э. Сунь-цзы в своем Искусстве войны. В европейской военной науке наиболее полно исследовал стратегию Карл фон Клаузевиц в труде «О войне». В «Доктрине стратегического паралича» современного американского стратега Джона Уордена выделено в качестве главного метода войны «принуждение», когда атакуемые войска подвергаются давлению, но остаются целы, а государство несет критический ущерб — это как раз тот описанный выше метод Го-атаки.

Выделяют два основных вида стратегии: стратегия измора и стратегия обрушения. Стратегия обрушения использовалась со времен античности. Эпаминонд применил косую фалангу при Левктрах и разгромил превосходящие силы спартанцев. Подавляющее превосходство Эпаминода на фланге, привело к тому, что косая фаланга «сгребала» спартанцев к центру позиции наподобие косого ножа снегоуборочной машины.

В центре образовалась плотная беспорядочная толпа спартанцев. В этих условиях несравненные доблесть и боевое мастерство спартанцев оказались бесполезны. Стратегией обрушения прекрасно владел Ганнибал, прославившийся своим искусством окружения противника.

Против непобедимого Ганнибала Квинт Фабий Максим прозванный Кунктатором (Медлителем) применил стратегию измора: тактику «выжженной земли», уклонения от сражений, пресечения коммуникаций, постоянных множественных атак на лагеря противника, провоцируя разложение армии Ганнибала.

Стратегия измора принесла плоды, армия Ганнибала была ослаблена, союзники из Цизальпийской Галлии а затем и Македонии оставили его. Последним ударом было взятие Фабием Максимом Тарента, прервавшее связь карфагенян с метрополией. После таких существенных изменений обстоятельств, Карфаген в конце концов потерпел поражение во Второй Пунической войне.

Обе эти стратегии присутствуют и в игре Го. Изменение обстоятельств может осуществляться как постепенным «молекулярным» воздействием, так и агрессивными, форсированными действиями приводящими к скачкообразным изменениям. В результате стратег достигает свои цели, пользуясь созданными обстоятельствами, а жертва стратегии занята борьбой с обстоятельствами. Пользуясь метафорой, идеальная стратегия выглядит так: один из противоборствующих поваров превращает второго в картошку, и разделывается с ним, «как повар с картошкой».
1 минута