40 подписчиков
Пирибедил: лучший дофаминовый агонист.
На примере прамипексола:
1. Пресенаптические D2s ауторецепторы —
а) Перибедил имеет боле высокое сродство к D2, но к D3 все равно в 10 раз выще.
б) Перибедил частичный-агонист D2s с умеренной внутреннью активностью в 42%, а прамипексол полный со 130%.
— Умеренная частичная агонистическая активность перебидела решает его феномена даунрегуляции D2s рецептора. Со временем при приеме потентных D2s агонистов может развититься патологическое снижение чувствительности ауторецепторов, и у паркинсоников даже психоз.
2. Постсинаптический D2L
А) Даже при скромной внутренней активностью к постсинаптическому D2 в 22% на высоких дозах он проявляет себя как агонист постсинаптических D2 (надо, сказать что все частичные агонисты-антипсихотики, являются полными антагонистами постсинаптических рецепторов, тем и отличаются от дофаминовых агонистов. В условиях низкого дофамина даже такой внутренней активности достаточно чтобы активировать рецепторы.
3. D3 рецептор
А) Является полным агонистом ауторецепторов D3 (100% против 70 внутренней прамипексола)
Активация ауторецепторов D3 имеет следующие функции:
— Блокирование обратного захвата дофамина
— Антидепрессивную
— Антиагендоническую
Б) Является частичным агонистом с внутреннью активность ~30 постсинаптических D3. Что вполне достаточно.
4. Альфа2А блокада — перибедил сильнее блокирует альфа2 рецепторы, чем дофаминовые. Мало кто знает, но дофамин имеет даже больше сродство к альфа2 ауторецепторам, активация ауторецептора тормозит норадреналиновую и дофаминовую передачу. Так же имеется совмещённый гетерорецептор альфа2А — постсинаптический D2. Блокада альфа2 приводит не только к расторможению норадреналина, но и активацию дофаминовой передачи.
5. Альфа2С блокада — блокируя гетерорецептор альфа2С-5ht1a, мы активируем постсинаптические 5ht1a и дофаминовую перелачу в ПФК
6. Слабый частичный-агонист 5ht1a (играет роль только на максимальных дозах), активирует дофаминовую передачу через агонизм к постсинаптическим 5ht1a.
Так чем же перибедил отличается от других дофаминовых агонистов? В отличие, от других он работает как стабилизатор к D2 (42-22%) и D3 (100-30%) рецепторам, а не как грубый агонист.
Имея в отличие от всех остальных дофаминовых агонистов равное соотношенеи сродства к D2s/В2l, в низких дохах он проявляет себя как регулятор пресенаптического дофамина в сторону положительно релиза, но при этом не вызывает феномена адаптации в отличие от прамипексола и подходит для длительного применения, а так же D3 агонист. В высоких дозах он выступает как сильный агонист постсинаптических D2, и кроме того альфа2А/адбфа2С антагонизм вносят свою антипарксисоническую/дофаминовую активность + на самых высоких дозах добавляется агонизм к 5ht1a.
Прамипексол в силу высокого D2s агонизма будет всегла тянуть в сторону тормоза дофаминовой передачи, а как агонист постсинаптическиз в силу слабого аффинитета проявляет себя только на дозах от 1.5-3 г/сут. Перибидел же уже в низкиз дозах 50-100 мг растормаживает дофаминовую передачу, а в высоких до 200-300 мг/сут является мощным постсинаптическим D2 агонистом + альфа2 блокеров и 5ht1a агонистом.
Прамипексол же удобно использовать в низких дозах до 1г/сут как агонист D3. Причем, он хорошо ложится на шизофреническую/депресссивную симптоматику, и не мешает работе D2 антагонистов, так к D3 у него сродство в 100 раз выше.
#психофармакология
#другое
2 минуты
26 марта 2024