Найти в Дзене
140 подписчиков

Фильм «Идеальные дни» ("Perfect days", 2023) вышел в российский прокат в феврале 2024 года.

Эта картина стала совместным детищем японского и немецкого кинопроизводства. Режиссером выступил Вим Вендерс, который прежде прославился работами «Небо над Берлином» и «Соль Земли». Фильм «Идеальные дни» участвовал в Каннском фестивале, где получил специальный приз жюри и награду за лучшую мужскую роль (Кодзи Якусё), а также был номинирован на премии «Оскар» и «Сезар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Идея картины выросла из предложения, сделанного режиссеру, снять серию роликов о токийских общественных туалетах, которые были модернизированы к Олимпиаде 2020 года. На фоне городской среды Токио и происходит действие фильма, а главный герой здесь является уборщиком этих туалетов.

Хираяма — а именно так зовут главного героя — проживает свою рутинную жизнь: ходит на работу, выращивает саженцы кленов, посещает общественную баню и читает книги перед сном. А зритель наблюдает за этим размеренным существованием персонажа.

"Главное не то, что именно он делает, а медитативный ритм повторяющихся действий, узор утра. Каждый день проживается им как мелодия — кантиленно, не отрывая пальцев от инструмента". (Маря Плевицкая «Узор повседневности — «Идеальные дни» Вима Вендерса»)

Вообще, можно сказать, что «Идеальные дни» входит в разряд психотерапевтического кино. Оно позволяет зрителю замедлиться и почувствовать момент. При просмотре «Идеальных дней» вдруг начинаешь ловить себя на мысли, что в вечной спешке ты лишаешься множества мелких радостей жизни.

"«Идеальные дни» сами по себе и есть замедление жизни — минуту за минутой ожидая в фильме какого-то драматургического развития, постепенно расслабляешь мышцы, возвращаешь меч в ножны. Забывается вчерашний день, не думается о завтрашнем". (Маря Плевицкая «Узор повседневности — «Идеальные дни» Вима Вендерса»)

Эта картина лишена привычной нам динамики, сюжет не стремится к развитию. Наблюдая за повседневностью главного героя, мы так и не узнаем его полной или частичной биографии. Мы не узнаем, почему Хирояма стал уборщиком общественных туалетов, а будем только смотреть, как он из раза в раз делает это.

“Вендерс специально практически ничего не рассказывает про героя, оставаясь верным концепции фильма — прошлое и будущее не важны, сейчас — это сейчас, потом — это потом”. (Тамара Ходова “«Идеальные дни» Вима Вендерса: как наслаждаться жизнью, даже если чистишь туалеты”)

Некоторый свет на историю жизни героя проливает появившаяся вдруг на пороге его дома племянница. Позже зритель увидит и его сестру, но вопросов о его биографии у зрителя меньше не становится. Фильм «Идеальные дни» так и не раскроет нам секрет прошлого Хироямы, потому что важен лишь настоящий момент.

“В «Идеальных днях» Вендерс воссоздает «азиатскую мечту», в которой удовольствие от частной, обособленной от лишнего шума жизни есть высшее достижение существования. Человек способен конструировать свою реальность как некий механизм, вписывающийся в многосоставную модель окружающей реальности. В его мир никто не способен вторгнуться, по крайней мере сейчас. Что будет потом — это потом”. (Катерина Кукушкина “Идеальные дни: утопия преклонного возраста”)
2 минуты