237 подписчиков
75-76 Лекция. Фурсов. СССР в 1953-1964 годах. Часть третья
Глава 14. Образование и наука в период правления Хрущева 1953-1964
Лекция 75-76. Пункт 91. Коммунарское движение
Педагоги новаторы прекрасно видели все достоинства и недостатки системы коммунистического воспитания. В 1956 году в Ленинграде ученым педагогом Игорем Ивановым было создано небольшое молодёжное инициативное субкультурное объединение педагогов «Союз энтузиастов”, которые искали новые более эффективные формы работы с детьми, изучали опыт Макаренко, скаутов, тимуровского движения (детская книга Аркадия Гайдара “Тимур и его команда”).
В 1959 году Игорь Иванов создает “Коммуна юных фрунзенцев”, которая пробует новые формы работы с детьми. Они утверждали, что надо отказаться от всеобщности участия в детских организациях и перейти к строгой добровольности. В своей работе опирались на коллективное планирование, коллективное исполнение и коллективную оценку сделанного, чередование творческих поручений, ротация выборных руководителей, «откровенные разговоры» («огоньки» — когда каждый говорит откровенно о каждом, в том числе и о взрослых «старших друзьях»), «сетка традиций», включающая многодневные «сборы» и летние палаточные лагеря труда и отдыха.
Многое из предлагаемого прямо противоречило практике работы партийных и советских органов, поэтому воспринималось настороженно, а иногда даже враждебно.
Коммунаровцы добились, что их практика легла в основу работы Всесоюзного пионерского лагеря “Орленок” в Одессе. Через некоторое время была разработана система коллективных творческих дел. которая могла заменить формализм и рутину пионерских и комсомольских школьных организаций. Движение формально не запрещалось, но во многих городах отношение к “коммунарам” комсомольских вожаков было настороженное и порой неблагоприятное. Разработанная ими система точечно показывала великолепные результаты, но всеобщей не стала из за бюрократизма и идеологической враждебности.
1 минута
4 апреля