398 подписчиков
ПРО СИМВОЛЫ
Давайте я вам покажу ещё раз наш самолёт, который вапщета не только лишь самолёт, но и СИМВОЛ звука Л. Ну вот так сложилось истерически.
Я эти символы для чистой символизации не использую, хотя у меня они есть во всех моих тетрадях на звуковку буквально в самом начале, где этап постановки звука. Потому что фонема (звук речи) сама по себе - это уже символ (это следует из самого определения речи), а нагромождение символов на символы - по моему мнению, - это #нутакоэ, особенно с детишками, которым и так сложно в символизацию.
Задача логопеда - научить ребенка правильно произносить слова, правильно пользоваться родным языком как инструментом общения и мышления, то есть развитие РЕЧИ.
На этапе постановки звука и автоматизации я использую наши символы (те самые, из моих тетрадей), но как ПОДСКАЗКИ, ассоциации. То, на что похож звук. Мы рычим, как будто едет трактор. Мы свистим, как будто насос качает воздух. И так далее. То есть символ у нас - это некая опора, которая помогает не называть звук ("скажи Р"), дабы не скатываться в уже сформировавшийся неправильный стереотип, а работать над новым стереотипом, в котором звук будет сначала не фонемой, а "звукоподражанием".
То же самое продолжается и на этапе автоматизации, где эти символы помогают ребенку вспомнить, что "в этом слове мы шипим, как наша змейка-королева". То есть символ становится уже напоминалочкой, а звук постепенно превращается в фонему, заменяя собой предыдущую неправильную.
Но. Сейчас скажу крамолу.
Со многими детьми (НЕдислаликами) мы идём другим путем, не стандартными этапами (подготовка артикуляции, постановка, автоматизация там, потом сям). А ставим звуки ПРЯМО в СЛОВАХ. Ну может кроме Р.
А потому что вот такая специфика нарушений. И тогда эти символы являются сразу подсказками прямо в словах "как будто слово произносит змейка, а не ёжик", а то и вовсе не пригождаются, потому что опорами в словах уже будут не ассоциации-звуки, а ассоциации-СЛОГИ (склады). И развитие фонематического слуха. Как самая главная опора и фундамент, на котором строится звукопроизношение. Не механика, а слух.
Возвращаясь к "символам", хочу сказать, что я-то по-любому буду их использовать в основном не по назначению)))) Просто играть. Как основа и материал для любых других задач. Как дидактические игрушки, с которыми мы организуем всякие интересные сюжеты. С самолётом, трактором, змеёй и насосом.
А ещё змейкой будем бахать речевой выдох, она ж у нас будет, как и наш дракон, языкастая)))))
2 минуты
3 апреля 2024