18 подписчиков
О правах человека
Зачем и кому они вообще нужны? Что это вообще такое? И почему у моих коллег по охранительскому цеху от этого горит?
Начну немного издалека для новых читателей, старые могут пролистывать сразу к последнему абзацу. Любой общественный институт обладает определённой организационной формой, то есть, условно, если институт это набор правил, которым люди следуют в определённой сфере общественной жизни, то организация это то, как эти правила взаимодействуют друг с другом и как люди взаимодействуют друг с другом внутри этих правил. Институциональная организация может быть либо гомоархичной, где элементы могут вступать друг с другом исключительно в один тип связи, либо гетерархичной, где одни и те же элементы могут быть по-разному связаны друг с другом или даже вообще не вступать в связь.
Примеры, чтобы было понятнее: семья - это максимально гомоархичный институт, потому что в нём муж для жены всегда в первую очередь муж и эта роль имеет приоритет над всеми остальными, родители для детей всегда родители и только родители, а дети - всегда дети и только дети. Невозможно, чтобы брат вдруг стал для своей сестры деверем, связь жёстко определена исходя из самой природы вступающих в связь элементов. В свою очередь, хорошим примером гетерархичной связи можно считать рынок: в нём глубоко всё равно, кто ты такой, важна только твоя платёжеспособность или конкурентоспособность, смотря что ты хочешь на рынке сделать. Покупатели и продавцы могут вступать или не вступать в взаимоотношения друг с другом исходя из своей выгоды, и периодически меняя роли. (Понятно, что на реальном рынке всё не так просто, здесь для примера приведён идеальный конкурентный рынок, который хоть вживую и не встречается, но зато хорошо иллюстрирует, что такое гетерархия).
В реальной жизни институты обычно не являются чисто гетерархичными или гомоархичными, они сочетают обе формы организации, но просто какой-то одной обычно больше. Более подробно заинтересованные могут прочитать в моём старом цикле "Традиция и модерн" или в статьях и книгах Бондаренко и Коротаева (у них, разумеется, лучше). В двух словах, институты принимают гетерархическую или гомоархическую организацию не просто так, а постольку, поскольку та или иная форма лучше помогает институту справляться с теми задачами, ради решения которых он появился. Здесь играет обычно очень много факторов, но надёжнее всего посмотреть на плотность населения (опять же, см. Традицию и модерн). Чем выше плотность, тем больше потребность уживаться с незнакомыми людьми, тем больше спрос на гетерархические институты.
Так вот, т.н. "права человека" это типичный пример гетерархически организованного института сожительства незнакомых людей. Все эти ограничения на насилие над личностью растут из того, чтобы незнакомые друг другу люди друг друга не переубивали. Если вы живёте в деревне, где все друг друга знают, вы, скорее всего, сможете договориться без этого механизма сдерживания (и даже возможно, что такой механизм вам будет мешать). Если же вы живёте в городе, где никто никого не знает, то такой механизм становится необходим, чтобы вы не стали жертвой. Однако есть здесь нюанс: чтобы институт получил распространение, на него нужен спрос, а так как "права человека" это институт политический, то спрос этот должен возникнуть среди политических элит. Иными словами, критическая доля больших паханов должна решить, что им самим не выгодно, чтобы другие паханы массово обижали простолюдинов, что они несут от этого издержки, после чего новая норма должна стать "понятиями", нарушителей которых обозначают как беспредельщиков и экскоммуницируют из паханства. Для этого мало просто на бумажке прописать торжественные декларации, что "мы за всё хорошее против всего плохого", нужен спрос на институциональные нововведения среди политических элит.
продолжение следует
#экзегеза_лоялиста
3 минуты
20 марта 2024