336 подписчиков
2.
1 мая 1960 года самолёт-разведчик U-2, который пилотировал Фрэнсис Гэри Пауэрс, поднялся с базы в пакистанском Пешаваре, чтобы совершить разведывательный полет по маршруту Аральское море – Свердловск – Киров – Архангельск – Мурманск, после чего приземлиться на базе Буде в Норвегии.
Пересечение разведчиком границы было засечено, после чего на него началась охота.
Остроты ситуации добавляло то, что 1 мая на Красной площади в Москве на 10 часов должна была проходить демонстрация трудящихся и все высшее руководство приветствовало колонны демонстрантов с трибуны мавзолея. По расчетному времени американский самолет мог быть над Москвой к этому времени. Военные не знали, есть ли на этом самолете вооружение, поэтому не исключалось, что он может атаковать центр столицы. Это вызывало нервозность Министра обороны Малиновского и главы КГБ Шелепина.
Было совершено несколько попыток достать У-2 истребителями. На пути следования случайно оказался новейший реактивный истребитель СУ-9, который мог достигнуть высоты в 21 км, но этот самолет перегонялся на другой аэродром и не имел бортовых вооружения, а пилот не имел скафандра и кислородного оборудования, чтобы безопасно подняться на такую высоту. В этих условиях на выживание у советского пилота не оставалось ни единого шанса. Лётчик Игорь Ментюков, которому был поставлен приказ тараном сбить У-2, дал согласие его выполнить, только попросил позаботиться о его семье (жена Игоря в этот момент ждала ребенка), отправился в погоню. К сожалению или к счастью, но точно навести СУ-9 на цель не удалось. Истратив топливо, самолет вернулся на аэродром.
Но в этот день удача улыбнулась советским военным. По пути следования У-2 вышел прямо на позиции ракетного дивизиона под командованием майора Воронова, который прикрывал небо у Свердловска и недавно получил на вооружение новейший зенитно-ракетный комплекс С-75 «Двина». Слабостью «Двины» была в небольшой дальности поражения цели — около 30 километров. Но У-2 вошел в зону поражения и в ракетой самолет-нарушитель был сбит.
Долгое время за кадром оставалась трагедия, к которой привело отсутствие у зенитчиков достаточного опыта. По показаниям радаров операторы не сразу поняли, что цель уничтожена и атаковали поднятые по тревоге советские истребители. В результате залпом ещё одного зенитного дивизиона был уничтожен самолёт старшего лейтенанта Сергея Сафронова, пилот погиб.
Летчику Пауэрсу повезло. Ракета взорвалась не от попадания в носовую часть самолета, а сдетонировала в 20 метрах позади. В результате задняя часть самолета была разрушена, а кабина уцелела. Пауэрс с трудом покинул кабину и спустился на парашюте около Свердловска, где был задержан крестьянами и доставлен в контору местного совхоза. Неизвестный вел себя мирно, без сопротивления отдал пистолет и нож, не сопротивлялся и предпочитал молчать. По протоколу полета Пауэрс должен был перед тем как покинуть кабину активировать кнопку самоуничтожения самолета, но не смог или не захотел это делать. Оказавшись на земле, пилот не стал ни палить в местных жителей из пистолета, ни пытаться подкупить их при помощи советских денег, которыми его предусмотрительно снабдили. Более того, при обыске он выдал отравленную иглу, которая была спрятана в воротнике его лётного костюма. Игла с ядом кураре предназначалась для самоликвидации уже не самолета, а самого пилота, дабы он не угодил в лапы КГБ. Пауэрс решил сохранить свою жизнь.
2 минуты
20 марта 2024