Найти в Дзене
23 подписчика

Из слова свт. Филарета Московского, сказанного в день Торжества Православия. О чине Торжества Православия и о значении православной Церкви в истории России и других государств.


Когда народ Божий, оканчивая свое сорокалетнее странствование по пустыне, уже готов был вступить в наследие земли обетованной; тогда законодатель его и вождь, пророк Моисей, заповедал ему, по вступлении в землю Ханаанскую, создать на ней жертвенник, написать слова закона на камнях, и в соборе всех колен Израилевых, поставив посреди себя кивот завета, совершить жертву мира, прочитать слова закона, и одной половине народа произнести благословение на всех верных исполнителей закона, а другой произнести проклятие на его нарушителей. Левиты должны были провозглашать эти благословения и проклятия; а народ восклицать: буди! –

Подобное сему совершает ныне православная Церковь, чрез своих пастырей, по заповеди отцов своих. В торжественном собрании верных, пред алтарем Господним, при совершении бескровной жертвы, среди славословий и песней духовных, возглашает она священные догматы своей веры, и потом изрекает благословение всем верным сынам своим, наиболее содействовавшим правому их исповеданию, и грозное осуждение всем противникам ее православия, злонамеренно и упорно восстававшим против него, и после всех ее увещаний оставшимся в противлении...

Торжество православия есть победа, купленная ценою великих и многовековых усилий. Оно опирается на единодушном исповедании церквей всего мира, седмикратно вопрошенных о своей вере и уповании. Устами богомудрых пастырей, после зрелого размышления, с твердостью достойной верных свидетелей истины, изречены догматы благочестия, или православия, определены уставы жизни церковной: под влиянием священных догматов и учреждений, воспитался отличенный особым характером дух Церкви православной. В сих догматах и учреждениях и мы родились, в них воспитались; им обязаны своим возвышением между народами. С ними только ожидаем и дальнейшего развития и преуспеяния в делах гражданского общежития... И добровольно, или невольно, своими действиями, своими судьбами и переменами царства земные служат к созиданию Церкви Христовой...

Царства земные созидаются, возвышаются и падают, чтобы служить единому вечному Царству Божию. Оно не от мира, но царствует над миром. Пророк древний видел: се на облацех небесных, яко Сын человечь идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть, и честь, и царство, и вси людие, племена, и язы́цы Тому поработают (Даниил. 7, 13. 14.). Сам же Сын человеческий, по совершении дела Своего на земле, возвестил: дадеся ми всяко власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18.). Таким образом, судьбы всего мира, до конца веков, неразрывно связаны с судьбою Его Царства непреходящего и вечного...

И добровольно, или невольно, своими действиями, своими судьбами и переменами царства земные служат к созиданию Церкви Христовой.

Помяните дни вечные! – Когда древний Рим пал, грубые племена германские, водворившись в его областях, сами заимствовались от него светом веры: и таким образом, на развалинах древнего мира, зацвела новая, христианская жизнь; и в обновленном мире, из смешения народов, возникли новые державы, вверенные духовному водительству падшего Рима. Тогда не были подчинены жезлу пастырей римских многочисленные племена славянские: они ждали своего времени и своего жребия. Примыкая к восточной половине христианской империи, от времени до времени, своими вторжениями в нее, они напоминали владыкам ее, что нужно позаботиться и о их призвании в Царство Христово. Но Промысл Божий, уставивший всем народам свои времена и пределы селений, до времени сдерживал нетерпеливые порывы молодых племен Еще не кончились бурные волнения ересей в державе греческой, одни за другими, усиливавшихся одержать верх над православием.
3 минуты