Найти тему
21 подписчик

Для великих людей нет мелких тем. Пример тому – Архит (435/410 — 360/350 гг.до н.э.), политический и военный лидер Тарента, математик, философ-пифагореец, знаток механики и музыкальной теории. Его имя прочно связано с решением задачи по удвоению куба. Им был спроектирован и сконструирован первый летательный аппарат (т.н. «голубь Архита»). Платон и Аристотель видят в Архите пример идеального правителя и воспитателя, в фокусе внимания которого воспитание будущего гражданина. А для этого все окружающее ребенка представляется крайне важным.

Так Аристотель в «Политике», поднимая до сих пор актуальный для многих родителей вопрос, обучать ли ребенка пению и игре на музыкальных инструментах (спойлер – да!), добрым словом вспоминает погремушку Архита (πλαταγή) – «прекрасное изобретение» (VIII.6). На первый взгляд, Аристотель акцентирует внимание лишь на практических преимуществах этого изобретения: и дети должны иметь какое-то занимающее их дело, а играя погремушкой, они ничего не попортят из домашних вещей. Об Архите как изобретателе погремушки упоминает и лексикон Суды: Архит «изобрел погремушку (ὅτι ᾿Αρχύτας πλαταγὴν εὗρεν), которая является своего рода инструментом, производящим звук и шум». Там же содержится упоминание, что выражение «погремушка Архита» стало пословицей, что, предполжительно, только подчеркивает ценность его изобретения.
Для подросшего ребенка, продолжает Аристотель, подобной погремушкой должен стать уже настоящий музыкальный инструмент (Аристотель отдает предпочтение струнно-щипковым инструментам и не одобряет духовые). Нетрудно заметить, что Аристотель связывает примитивный акустический инструмент, каковым является погремушка, с дальнейшим музыкальным развитием ребенка. Погремушка развивает чувство ритма, а с ним приходит постепенно чувство меры и гармонии. Стало быть, изобретение Архита не только практическое, но и воспитательное. Может показаться странным, что и Аристотель, и Суда называют погремушку изобретением Архита – ведь такое средство развлечения младенцев существовало задолго до 5 в. до н.э. Вероятно, оба имеют в виду какую-то новую технологию, разработанную Архитом. Для него как механика, акустика и теоретика музыки усовершенствование погремушки наверняка стало несложным делом.
Как выглядела и работала погремушка Архита, мы можем догадываться, благо изображения, на которых древнегреческие младенцы развлекают себя погремушками, до нас дошли.  Само слово ἡ πλαταγή связано с глаголом πλαταγέω («с шумом ударять», «хлопать»). Предполагают, что погремушка работала по принципу кимвала: помещенные в бронзовый или деревянный корпус-держалку и попарно распределенные металлические пластинки ударялись друг о друга и производили звук. Новшество Архита могло заключаться в том, что инструменту (изначально без определённой высоты звука) он смог придать более гармоническое звучание: пластинки, закрепленные в погремушке, он мог сделать разной величины и из разного материала, что позволило бы добиться большего звукового разнообразия и благозвучия. 
2 минуты