34 подписчика
Как спорить в интернете?
В спорах рождается истина, но далеко не во всех. Часть таких споров может легко убить желание придумывать новое, создав у человека боязнь критики и дальнейшее её избегание.
Пол Грэм (главный в крупнейшем мировом стартап акселераторе Y combinator) описал пирамиду аргументации, которая помогает по разному работать с критикой в зависимости от её уровня качества (помогает отделять конструктивный фидбэк от токсичных комментариев).
Этот принцип будет полезен везде, где вы получаете обратную связь: от дискуссий с друзьями и в социальных сетях до обсуждения вашей идеи или проекта.
Теперь ступени (начинаем снизу) :
1. Автор — идиот. Прямые оскорбления
2. «О чем мне может рассказать человек, который Х (любое, что связано с личностью или событиями в жизни человека)»
3. Претензия к тону и форме, но не к сути
4. Отрицание ради отрицания, обесценивание идеи без указания на недостатки и описания своей версии.
Всё это можно либо пропускать мимо, либо, если вы пишете статью на vc и вам нужна активность в комментариях, уточнять детали и вытягивать мнение.
Дальше начинаются осмысленные этапы, которые часто помогают улучшить изначальную идею:
5. Контраргумент
"мы это делали, у нас не сработало". Пока без особых аргументов и деталей, но есть шанс на развитие дискуссии.
6. Опровержение по сути
«Вы говорите, что это X, а это Y. И вот почему…» — пошли детали в поддержку иного мнения.
7. Опровержение основной идеи
Ещё больше аргументов и факт чекинга: «Вот факты, которые доказывают обратное»
Идеальная дискуссия, где все уважаю друг друга и заинтересованы в улучшении идеи.
***
1 минута
14 марта 2024