90,2 тыс подписчиков
Много было вопросов про грузовик-манстр в Удачном.
Поэтому Наталья Шиповская решила сделать небольшой обзор этого гиганта и истории его создания.
Итак, это наш отечественный Тонар-7502. Выпускается на одноименном подмосковном заводе в Орехово-Зуево.
Его размеры впечатляют: длина составляет около 28, 6 м, ширина — 3 м, высота — 4,5 м. Максимальная масса транспортного средства — 198 500 кг. Собственный вес — 72 650 кг.
В состав сцепки, способной перевозить до 120 тонн, входят трёхосный капотный тягач, а также пара самосвальных полуприцепов. Этот автопоезд создан специально для перевозки алмазосодержащей руды от месторождения до обогатительного комбината, расстояние между которыми составляет 170 километров.
Изначально тягач «Тонар-7502» оснащался американским дизелем Cummins и 6-диапазонным «автоматом» Allison, которые сейчас уступили место аналогам китайского происхождения. Новый двигатель – 6-цилиндровый 19-литровый Yuchai отдачей 800 л.с.
Все три моста: передний управляемый, рассчитанный на 13 тонн, а также 25-тонные ведущие поставила китайская компания Hande. Колёса этого автопоезда комплектуются исключительно выносливыми карьерными шинами. В основном, это китайские Aeolus, но недавно начали применяться их белорусские аналоги.
Для изготовления оригинального седельно-сцепного устройства, выдерживающего 50 тонн, завод закупил специальные станки. Кабину, раму, кузова и многое другое подмосковный завод также делает самостоятельно.
Конечно отечественный автопром не сразу был выбран алмазниками для своих нужд.
Сначала использовались тягачи-самосвалы Scania с прицепами немецко-российского производителя Meusburger Новтрак. Грузоподъемность у 2-х, 3-х-звенных сцепок была 80 и 110 т, соответственно.
Позднее Scania стала буксировать полуприцепы подмосковного завода Тонар.
Но на подмосковном заводе задумали создать свой собственный автопоезд.
И в сентябре 2016 года в Удачный прибыл седельный тягач Тонар-45252 с двухзвенным полуприцепом Тонар-95405.
В гонку за алмазный контракт включился ещё тягач Volvo в партнерстве с московским кузовщиком "ИнтерПайп Ван".
На тот момент Тонар проиграл именитым конкурентам.
Но уход западных автопроизводителей с нашего рынка вынудил Алроса обратиться к подмосковному производителю. Завод провел модернизацию и устранили многие недочеты. И сегодня именно Тонар перевозит ценную руду крупнейшего производителя алмазов.
Необходимость в подобных автопоездах появилась, когда на карьере кимберлитовой трубки Удачная, находившемся вплотную к горно-обогатительному комбинату, перестали вести добычу и перенесли основные работы на трубку Зарница, расположенную в 20 км от ГОКа, а позднее и на новый источник сырья, Верхне-Мунском месторождение в 170 км к северо-востоку от Удачного.
Огромные карьерники оказались неэффективны для таких перегонов. А автопоезда не могли подняться по извилистому серпантину карьеров.
Поэтому руда поднимается из карьера огромными самосвалами и перегружается в автопоезда фронтальными погрузчиками.
К месторождению была построена дорога. Юридически это не автомобильная дорога, а "временный технологический проезд", поэтому общероссийские ограничения по нагрузке на ось, как и габаритные нормы по длине автопоезда, здесь не действуют.
2 минуты
23 марта 2024
184 читали