53 подписчика
ДЕСЯТИПУДОВЫЙ КУЧЕР как главное украшение ярославской свадьбы
Книга: С.В. Дмитриев. Воспоминания (Ярославль: изд. "Александр Рутман", 1999) представляет Ярославль и ярославцев на время детства и юности автора. Черпаем оттуда про начало XX века:
«…Прежняя свадьба в Ярославле конца прошлого и начала нашего века обязательно включала венчание молодых в церкви. Новобрачные по неписанному закону в церковь венчаться должны были непременно ехать, отнюдь не идти пешком.
Самые бедные люди в таком случае и то нанимали хотя бы простого извозчика свозить их в церковь обвенчаться и обратно. Разные служащие, тем более чиновники, офицеры, да и солидные приказчики уже ездили венчаться в каретах.
Чем больше карет, колясок и всяких экипажей, тем богаче и солиднее считалась свадьба. «Во, какой обоз-то!» — говорила толпа глазеющих на эти церемонии. Экипажи частью нанимались устроителями свадьбы, а частью ими же выпрашивались у местных купцов и дворян в порядке одолжения или любезности дать карету или коляску на свадьбу.
О свадебном поезде, по традициям того времени, должен был заботиться жених. Понятно, в некоторых случаях жениху помогала и родня невесты. Жених ходил по городу и нанимал и выпрашивал нужное количество экипажей.
Если у хозяина жениха были нужные для свадьбы экипажи, то с него (хозяина) и начиналось хождение жениха, если же нет, то по рекомендации хозяина жених шел к знакомым и незнакомым владельцам экипажей и лошадей и всегда получал желаемое.
Купцы на своих богатых выездах сами почти никогда не ездили. Они держали весь выездной снаряд, то есть кареты, коляски, лошадей, напоминающих львов, и десятипудовых кучеров, больше из тщеславия, показывая свое «богачество». «У какого-нибудь князя или барина все это есть, а я чем его хуже — у меня карман толстый!» — судили такие купцы.
Кучера отъедались у них до невероятия, лошади бесились с овса и от безделья, разве когда дождутся какой-нибудь свадебки! И все, купленные непременно в Москве, экипажи и сбруи - преблагополучно находились обычно на месте, без движения...
Кареты купцов на свадьбы подавались в блестящем состоянии: лошади лоснились и «плясали» под грозный окрик кучера «шалишь!». Карета сверкала, кучер не сидел, а величественно красовался на козлах, как какая живая десятипудовая статуя.
На него для солидности и пущей толстоты надевался не один кафтан, а примерно до пяти разных одежд, голову украшала особая щегольская кучерская, шляпа, на руках были перчатки. Чем толще был кучер, тем шикарнее он считался в купеческой среде того времени.
Рядом с кучером помещался лакей в ливрее, обшитой позументом, и в фуражке с золотым околышем. Его дело было - открывать и закрывать дверцы кареты, подсаживать и высаживать едущих в карете. При колясках лакеев не было.
За пользование всем этим парадным выездом богатые владельцы выезда, конечно, ничего не брали и довольствовались благодарностью жениха. Кучерам же, как правило, подносили прямо к карете (так как им трудно было слезать в двадцати одеждах, а еще труднее было садиться на козлы, куда их обыкновенно усаживали при помощи конюхов и дворников) чайный стакан водки, кусок пирога на закуску, красный платок и некую толику деньгами.
Это уж обязательно, но иногда, смотря по состоянию кармана жениха, давалось и больше, но деньгами никак не меньше полтинника. Кучер, везший жениха и невесту, получал всегда больше других.
Если выпрошенных карет и колясок было мало, тогда уже нанимали извозчичьи кареты, о которых рассказано выше. Эти кареты нанимались за деньги, но кучерам все равно давалось вино и все, что полагалось свадебному кучеру...
Много было и прямого суеверия. Например, все убеждены были, что если в церковь венчаться молодые выехали из дома на правую руку, то после венчания из церкви должны подъехать к дому, где будут жить, непременно с девой стороны или руки, а иначе не жди добра…»
#РЗ_воспоминания
3 минуты
9 марта 2024