345 подписчиков
Рассказ о СЕИВГ был бы неполным без упоминания следующего удивительного факта: вдовствующая императрица Мария Федоровна обзавелась собственным автомобилем еще в 1902 году — на несколько лет раньше своего царствующего сына.
Изначально содержать технику предполагалось «на Собственную Ее Величества сумму». Гараж, общее наблюдение за которым было возложено на генерал-адъютанта князя Н.Д. Оболенского, был устроен при Аничковом дворце, в котором жила Мария Федоровна. Автопарк ее был небольшим, зато использовался регулярно — в летний сезон она совершала прогулки в петергофской Александрии либо в Гатчине. Именно здесь нашли и в 1927 году передали в московский Политехнический музей электромобиль Марии Федоровны «Коламбия» («Columbia»), подаренный ей сестрой — королевой Великобритании Александрой. Сейчас это одна из немногих сохранившихся в России машин начала ХХ века, никогда не покидавших пределы страны.
В декабре 1913 года на Парижской автомобильной выставке для вдовствующей императрицы был приобретен роскошный «Бразье» (Brasier) с кузовом ландоле-лимузин, оснащенный шестицилиндровым мотором, пневматическим стартером и электрическим освещением.
После смерти Н.Д. Оболенского в феврале 1914 года Мария Федоровна решила возложить заботу о своем транспорте на Собственный Его Императорского Величества гараж. И вот тут, как ни странно, возникли проблемы. Начальник Придворной конюшенной части считал, что шофер императрицы «не удовлетворяет условиям царского шофера», а в Аничковом дворце невозможны полноценный ремонт и контроль технического состояния автомобиля — его было предложено содержать в гараже Зимнего дворца и подавать «по требованиям». Мария Федоровна была категорически против. Она настаивала, чтобы гараж и автомобиль были сохранены «по традиции прежних лет» — ей так было удобнее.
В результате в конце августа 1914 года Императорскому гаражу было сообщено «о принятии в его ведение автомобиля Ее Императорского Величества при оставлении в гараже Собственного Ее Величества Дворца»: автомобиль императрицы остался в ее гараже, как и шофер Ефим Проценко с жалованьем в 710 рублей в год, вдобавок «порционные» в 212 рублей, при казенной квартире в Аничковом дворце.
#СЕИВГ #НеделяСЕИВГ #авто #МузейГОН #история
1 минута
6 марта 2024