3 подписчика
• Личность или ситуация? «Слепое пятно» практикующих психологов •
Большинство людей (и психологов в том числе) для оценки себя, других людей, для предсказания будущих действий неосознанно пользуются приоритетной когнитивной стратегией «персонализма».
То есть, мы априори считаем, что поведение другого человека определяется его личностными чертами, и чем лучше мы исследуем его особенности, тем точнее будет наш прогноз поведения другого человека.
А в случае с психологами: тем точнее будет «диагноз»/план терапии/выбранные методы работы с клиентом.
И в тени нашего внимания оказывается огромная и влиятельная сфера «власти ситуации» над поведением человека.
Одинаково ли мы будем готовы оказать помощь ближнему в ситуации, когда мы торопимся куда-то, или когда мы располагаем свободным временем? Где больше вероятность услышать от интеллигентного человека крик и нецензурные выражения - в театре, или на футбольном матче? Когда скорее возникнет конфликт - когда мы будем искать в речи собеседника противоречие, или созвучие с нашими представлениями? В чем главная причина профессионального выгорания - в том, что в раннем детстве мы пережили развод родителей, или в том, что на нашей текущей работе из нас выжимают все соки, и мы два года не были в отпуске?
Влияние ситуации на наше поведение очень тонкое, нелинейное. Иногда, против наших ожиданий, очень сильные ситуативные влияния имеют достаточно незначительные последствия для будущей жизни. А иногда незаметные факторы среды полностью меняют наше поведение, а мы этого даже не осознаём.
Обо всём этом захватывающе пишут социальные психологи Ли Росс и Ричард Нисбетт во всех своих книгах. Их книгу «Человек и ситуация» я бы порекомендовал прочитать каждому психологу для критического размышления, проверки связи с реальностью и, возможно, новых идей о причинах поведения человека.
Если мы помним, что на нас влияют и ситуативные факторы, а не только личностные детерминанты, это повышает вероятность того, что мы не упустим важное, и сможем способствовать изменениям этих факторов - и улучшениям в жизни клиентов
1 минута
5 марта 2024