14 подписчиков
Про регламенты, чеклисты и автоматизацию. Кому и почему это все может быть вредно.
Компания растет – нужны процессы, регламенты, обучение, чеклисты и автоматизация всего этого.
Согласны? Для ИТ-компании, которая зарабатывает на разработке, автоматизации и внедрениях, мысль тривиальная, да?
Я одной половиной мозга согласен, часто действую так сам и проповедую это.
А второй – сопротивляюсь, считаю такое движение очень спорным. Останавливаю его внутри и часто советую остановить у клиентов.
Почему?
Причина первая.
Увлечение прописыванием процессов и построение жесткой системы, не требующей и не допускающей творчества – одновременно добавляет порядка и лишает структуру гибкости.
Если вы работаете на скучном отстроенном рынке, у вас много клиентов и впереди вечность (предполагаю что хороший пример – российская налоговая служба, ФНС 🙂😈😈), то это ваш путь. Мне рассказывали что минимальная должность где появляется хоть какая-то возможность принятия решений – глава районной налоговой, не ниже. Ниже алгоритмы и следование регламентам.
Это прекрасно для государства или рынка, где правила меняются очень медленно и довольно предсказуемы. Это убирает коррупцию и произвол.
Но если у вас каждые пару лет все меняется и новый кризис не похож на старый ничем, кроме отсутствия времени, сотрудников и денег, то регламентация и автоматизация убьет ваше (возможно, единственное) преимущество – гибкость. Или же вам надо содержать специального человека/отдел, который будет корректировать модели.
Причина вторая.
Автоматизация безумно дорога. Возьмите, например, Сбербанк. Это практически образцовый с точки зрения результатов и уникальный по масштабу автоматизированный бизнес.
Сколько лет ушло на оцифровку? Минимум 7. А если посмотреть на всю подготовительную работу и внедрение – так и 15. Занималось этим, предположу, помимо нескольких тысяч разработчиков, еще втрое больше аналитиков и внедренцев. Пусть 15 тысяч человек.
255 тысяч человеко-лет потрачено на оцифровку монстра. Монстр счастлив, клиенты в основном тоже.
Это первый по размеру клиентский банк в стране – он такое может себе позволить.
А банк из “второй сотни” – никогда.
Скажу страшную вещь – автоматизация окупается настолько долго, что многим бизнесам просто противопоказана.
#мнение_директора
1 минута
5 марта 2024