748 подписчиков
Всё, финалочка по теме по заявкам подписчиков. Немного о правовых основаниях для КВС.
Как-то немного в стороне осталось то, что вообще-то пассажирская авиация - это подробно зарегулированная мировая отрасль. Есть ICAO (Международная организация гражданской авиации) и конвенции, в которых СССР участвовал практически во всех.
Россия как правопреемник СССР применяет для безопасности полетов "Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" (заключена в г. Токио 14.09.1963).
Согласно пп. "b" п.1 ст.1 Конвенции данный документ применяется в том числе в отношении актов, которые, независимо от того, являются ли они преступлениями или нет, могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту.
Статью 6 можно цитировать практически в полном виде:
1. Командир воздушного судна, если он имеет достаточные основания полагать, что лицо совершило или готовится совершить на борту воздушного судна указанные выше акты, может применить к такому лицу разумные меры, включая ограничительные меры, которые необходимы для:
a) обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества; или
b) поддержания должного порядка и дисциплины на борту; или
c) предоставления ему возможности передать такое лицо компетентным органам или высадить его в соответствии с положениями настоящей главы.
2. Командир воздушного судна может требовать или разрешать помощь других членов экипажа и может просить или разрешать, но не требовать помощи пассажиров для применения ограничительных мер к любому лицу, к которому он имеет право применить такие меры. Любой член экипажа или пассажир может также предпринять разумные превентивные меры без такого разрешения, если он имеет достаточные основания полагать, что такие меры необходимо предпринять немедленно для обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества.
Итак, возвращаемся к основным посылам, которые я ранее уже здесь высказывал:
1. Не нужны никакие доказательства для командира - только "достаточные основания полагать" - и здесь очень уместна аналогия с применением меры пресечения по УПК РФ, где содержится такая же фраза, и НИКТО НИКОГДА не требует железных доказательств.
2. Лицо может быть выдворено не только, когда оно угрожает безопасности полетов, но и может угрожать им.
Итог: КВС при наличии достаточных оснований полагать, что лицо может угрожать безопасности полетов, имеет полное право лично или с помощью иных членов экипажа применить разумные ограничительные меры к угрожающему лицу, в том числе передать лицо компетентным органам и высадить его.
Еще раз: никто не вправе требовать от КВС, чтобы он проводил дознание и доказывал вину лица. Это связано с особенностями безопасности полетов и спецификой отрасли: у КВС до черта иных дел. Таким образом, отвечая на вопрос: неужели можно высадить любого пассажира, скажу так: не любого, а того, который угрожает или может угрожать безопасности полетов, если КВС видит достаточные основания.
Здесь презюмируется адекватность самого КВС и экипажа. У нас же сторонники обратного почему-то полагают, что самолетом управляют неуравновешенные ненавистники конкретных социальных групп.
Допускаю, что есть случаи, когда экипаж проявил чрезмерную предусмотрительность. Это: а) не является преступлением; б) может быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства: авиакомпания возместит пассажиру убытки и моральный вред.
2 минуты
4 марта 2024