Найти тему

Запись на память, литературно-драматическое.

Коллега Наталья Гончарова в комменте к одному моему, по видимому не очень удачному, посту процитировала Горького: знаменитое "Человек - это звучит гордо... человек - это великолепно!"
Классика советской культуры, вроде даже в исправительных лагерях эти тезисы висели на видном месте.
Давайте припомним этот монолог полностью, не вырывая слова из контекста:

"Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится?
Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело!
Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум -
человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда!
Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они,
старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру
человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всь - в
человеке, всь для человека!
Существует только человек, все же остальное -
дело его рук и его мозга!

Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!

Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью...
уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать
себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по
улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются...
и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?
Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком
заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело!
Человек - выше! Человек - выше сытости!.." источник
Вот на эти фразы ближе к концу давайте обратим внимание: "Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?" и ремарка - хохочет. А хохочет Сатин потому, что он - жулик и шулер. Ему, чтобы быть сытым, достаточно найти "карася", дать ему выиграть пару раз и ободрать как липку.
Как то сразу в пандан вспомнился еще один монолог о человеке - шутовской:

"Когда человек не такой, как вообще, потому один такой, а другой такой, и ум у него не для танцевания, а для устройства себя, для развязки свого существования, для сведения обхождения, и когда такой человек, ежели он вчёный, поднимется умом своим за тучи и там умом своим становится ещё выше лаврской колокольни, и когда он студова глянет вниз, на людей, так они ему покажутся такие махонькие-махонькие, всё равно как мишы… пардон, как крисы… Потому что это же ЧЕ-ЛО-ВЕК! А тот, который он, это он тоже человек, невчёный, но… зачем же?! Это ж ведь очень и очень! Да! Да! Но… нет!"
Фото - из спектакля "На дне" театра Современник и фильма "За двумя зайцами" Киевской киностудии им Довженко.
2 минуты
210 читали