Найти тему
10,9 тыс подписчиков

Ральф Нейдер, автор Unsafe at Any Speed, увлекался перемыванием косточек не только американскому автопрому - в 1972 году под его эгидой вышла книга Small - on safety: the designed-in dangers of the Volkswagen, которая делала с немецким "Народным автомобилем" всё то же самое, что за семь лет до этого было сделано с "Корвэйром". Однако дважды войти в одну воду и добиться такой же силы "импакта" на этот раз не удалось...


Написана она была в абсолютно том же самом сенсанционалистском духе, который сделал одних фанатами Нейдера, а других - его лютыми ненавистниками, и в точно таких же гиперболизированных выражениях. Например, базовый "Фольксваген" Typ 1 в ней назван, ни много ни мало, "самым опасным транспортным средством из всех использующихся на территории Соединённых Штатов в значительных количествах", "ответственным за гибель и увечья тысяч человек", а "Транспортёр" Typ 2 T1 - и вовсе "с большим отрывом самым опасным четырёхколёсным транспортным средством любого типа, разработанным для использования на дорогах общего пользования и продававшимся в сколь-либо заметных количествах", которое "должно быть немедленно и полностью выведено из эксплуатации".

В наши времена подобные откровения, несомненно, послужили бы почвой для громкого скандала, сопровождающегося судами, громкими увольнениями и обвалом продаж. Но в те годы... да, вы всё правильно поняли - целевой аудитории "Жука" было абсолютно без разницы, даже дверь открыта. В отличие от "Корвэйра", который и до нетленки Нейдера едва подавал признаки жизни, "Фольксваген" в Штатах к тому времени уже слишком сильно превратился в объект поклонения, чтобы фанатики обращали внимание на наличие пятен на солнце своего культа. Да и желающих попинать "добрый" "Фольксваген" оказалось куда меньше, чем бывшую в те годы для публики своего рода воплощением образа "злой корпорации" General Motors. Так что широкой публике книга что называется "не зашла" и, в отличие от родоначальника серии, так и не стала заметным явлением массовой культуры.

Более того - на этот раз против Нейдера поднялись его бывшие союзники в лице автомобильных журналистов. Например, журнал Road & Track быстро уличил его в подтасовке фактов и выборочном представлении данных статистики с целью "доказательства" своей точки зрения - которое зачастую сразу же рассыпалось при попытке непредвзятого анализа тех же самых отчётов, на которые ссылалась книга.

По итогам "журналистского расследования журналистского расследования" были сделаны выводы, целиком и полностью противоречащие приведённым в книге. Ни статистика ДТП, ни результаты проведённых в контролируемых условиях экспериментов, ни анализ конструкции автомобиля с привлечением дипломированных инженеров ничего не говорили о том, что "Жук" является "аномально небезопасным" - по всем основным показателям он показывал себя как минимум не хуже других автомобилей того же возраста и размерного класса. Вероятность попадания в ДТП и тяжесть получаемых при этом травм также не выходили за пределы статистики по его ближайшим аналогам - что являлось скорее аргументом в пользу "Жука", чем против, с учётом его древней конструкции и того, что основную массу владельцев составляли молодые неопытные водители. Не подтвердился и навязываемый книгой вывод о том, что маленькие автомобили статистически чаще попадают в ДТП, чем большие - более того, имелись основания говорить о наличии обратной зависимости.

Например, Нейдер приводил данные о том, что повреждение полозьев передних сидений происходило в 26,1% исследованных ДТП с участием "Жука", но умалчивал о том, что то же самое происходило с другими импортными автомобилями в 27,3% рассмотренных случаев - то есть, даже немного чаще. Далее он говорит о том, что в 38,8% случаев сиденья срывало с их полозьев - но на самом деле в исходном отчёте речь шла лишь о 38,8% от тех случаев, которые вошли в общие 26,1%, а разница с другими автомобилями была статистически ничтожна. И так далее.

Итогом статьи стало предложение отозвать вводящий в заблуждение отчёт из публикации и публично покаяться (на фоне истории с "Корвэйром" - конечно, лицемерие то ещё).
3 минуты
709 читали