Найти тему
6 подписчиков

10 лет. Глава 2. Вежливые люди

***
Десять лет назад начиналась большая война на Украине. Это цикл очерков о её начале. Это истории о том, как нам врали «рукопожатные неполживцы», и как мы заново учились видеть правду. Это картины долгожданных побед и горьких поражений. Это трагедия большой постсоюзной страны и надежда на её перерождение.
***
События конца февраля на Украине у нас в семье переплелись с событиями Олимпиады в Сочи. Болели мы на той олимпиаде, как и всегда, за символическую сборную СССР — складывали медали всех стран СНГ, как будто бы эта сборная ещё существовала.
Но радости побед сопровождались тревогой за будущее соседней страны, а вместе с ней, и наших родных.

В Киеве с 18го февраля начались бои. Демонстранты евромайдана попытались прорваться к зданию Верховного совета (Раде). Силы правопорядка к вечеру вытеснили евромайдановцев на площадь Независимости и предприняли первый за долгое время штурм площади. Но неудачно. СМИ, даже государственные, работали только на майдан. Пострадавшими они называли людей, ещё минуту назад бросавших зажигательную смесь, или стрелявших в милиционера.

Двадцатого февраля в Киеве появились снайперы, они вели огонь по обоим сторонам конфликта. Располагались они в гостинице Украина. Через несколько дней мир увидит видео, как Парубий, один из руководителей майдана, будет выводить этих снайперов из гостиницы. Снайперы будут нести в руках большие сумки. Досматривать их никто не будет.

Двадцать первого февраля боевики из правого сектора остановили автобусы с активистами антимайдана (был и такой) и избили их пассажиров. Когда пострадавшие всё же вернутся из Украины на полуостров, крымчане поставят свои блок-посты на въезде в Крым.

Двадцать второго февраля боевики захватили Верховный совет, Янукович бежал. Совершенно не важно, куда он уехал, какие документы подписывал, с кем вёл переговоры в те дни. В памяти он останется трусом и предателем, оставившим свой народ в дни фашистского переворота.

Следующие три дня Крым жил в тревоге. Фашисты Яроша и Музычко грозились приехать на «поезде дружбы» и научить нас любить нэньку. Но и мы не просто их ждали — мы готовились. В те дни крымчане собирались в первые отряды самообороны.

Напротив, Меджлис, орган самоуправления крымских татар (они составляли 15% населения полуострова), занял проукраинскую позицию. Они хотели, представляя меньшинство, захватить власть в Крыму, получить квоты на власть в Украине.

Крым тогда разделился на красно-бело-синий — флаг республики, и голубой — флаг крымских татар.

Я тоже имел в те дни сильное волнение. Я вспоминал, как после нашего первого референдума в 1991 году нас оставили один-на-один с националистами, как нас досматривали на блок-постах на въездах в города, и как по цвету околышка на фуражке мы отличали наших, крымских, милиционеров от приехавших из западенщины. Наши имели ярко-красные цвета, фуражки украинцев были с розовым околышком.

Все волнения решились 26го февраля. Тогда днём меджлис пытался захватить парламент Крыма, но ему дали достойный отпор. Провокаторов излолировали, а крымские татары перестали поддерживать своих руководителей — межнациональная война была не нужна ни татарам, ни русским. На утро следующего дня пришли вежливые люди. Флаги на государственных зданиях поменялись. А фото солдата, передававшего в руки рыжего кота ребёнку, облетело весь мир.

Через два дня в Республику Крым приедет устанавливать свои порядки Порошенко. Но мы его вежливо выгоним — посадим на такси и оплатимдорогу до аэропорта. Мир в Крыму будет зависеть теперь не от Украины.

А поезд дружбы, кстати, так и не приедет. Мы им засчитаем техническое поражение 0-3.
10 лет. Глава 2. Вежливые люди *** Десять лет назад начиналась большая война на Украине. Это цикл очерков о её начале.
3 минуты