149,2 тыс подписчиков
Гуляя по Иркутску, мы набрели на памятник Юрию Абрамовичу Ножикову (2012), при виде которого моя иркутская знакомая невольно приняла горделивую осанку и торжественно произнесла "единственный по-настоящему народный губернатор". На самом деле его звали Юрий Леонидович Чен, но его отец, китаец Чен Кин Сан, по-русски записанный Леонидом, бесследно сгинул в 1937 году, когда мальчику было 3 года. Мать вышла замуж за рабочего-еврея, и от греха подальше переписала сыну его отчество и фамилию.
Казалось бы, типичная иркутская судьба, но нет: Юрий родился в Ленинграде, выучился в Иваново, а в конце 1950-х с головой кинулся в Великие стройки Сибири. Он строил Братскую ГЭС (и в 1985-89 был директором "Братскгэсстроя"), Богучанскую ГЭС, Гусиноозёрскую ГРЭС, Ново-Иркутскую ТЭЦ, Билибинскую АЭС на Чукотке и многое другое. А с началом новых времён - так же рьяно бросился в политику, в 1992 году став первым в России избранным, а не назначенным главой региона.
Ещё раньше он добился пересмотра изначального проекта федеративного договора, по которому 50%+1 место в Федеральном Совете занимали представители национальных автономий, а для своей области отстоял "независимость" от РАО ЕЭС, благодаря чему в Иркутской области и ныне самая дешёвая в России электроэнергия. Одевался Народный губернатор подчёркнуто скромно, приметой его облика стали взъерошенный волосы, а по Иркутску ездил на белой "Ниве", причём за рулём сидел сам. В 1997 он подал в отставку - официально по состоянию здоровья, а после - отказался идти на повышение в Москву, так как обещал работать на благо региона в Иркутске.
Будучи губернатором, Юрий Абрамович находился в перманентном конфликте с Ельциным, да и вообще с Москвой, отстаивая распределение налогов в пользу регионов, а не федерального бюджета (который за Уралом люди до сих пор считают бюджетом гор. Москвы). И всем этим, скорее всего невольно, посеял зёрна сепаратизма: та же моя знакомая говорила, что в детстве и юности мечтала жить в независимой Сибири без москвичей.
Тут, конечно, можно пуститься в рассуждения о том, что независимую Сибирь просто грабили бы не "Роснефть" и "Полюс", а "Шелл" и "Рио Тинто", и вместо узбеков и таджиков у сибиряка отбирали бы рабочие места пакистанцы и филиппинцы. Вряд ли сын китайца хотел для Иркутска такой судьбы... А в 2021 алюминиевый гигант En+ задумал перерегистрировать головной офис сюда - поближе к своим заводам.
1 минута
11 марта
253 читали