19 тыс подписчиков
Высотный разведчик Як-25РВ. Наш ответ.
65 лет назад, 1 марта 1959 года, с аэродрома ЛИИ поднялся в небо необычный высотный разведчик Як-25РВ. Пилотировал самолет летчик-испытатель ОКБ Яковлева Владимир Смирнов.
От истребителя Як-25 он отличался прямым крылом большого удлинения и новыми высотными двигателями большой мощности. Это был наш ответ на американский самолет-шпион «Локхид У-2», который в 1956–1960 гг. совершил безнаказанно 24 полета над территорией СССР. У-2 летал над Москвой, ядерными и ракетными полигонами, аэродромами и другими секретными объектами. Тогда наши средства ПВО ничего не могли сделать самолету, который вел радио и фоторазведку с высоты 21–22 км. Но 1 мая 1960 года наши ракетчики сбили этот самолет-шпион и все полеты над нашей территорией прекратились.
Як-25РВ получился вполне удачным и был запущен в серийное производство. Выпустили 75 экземпляров Як-25РВ-1 – пилотируемый высотный разведчик с радио и фотооборудованием и 80 экземпляров Як-25РВ-2 – беспилотный радиоуправляемый самолет-мишень для отработки наших ракетных комплексов «Воздух-Воздух» и «Земля-Воздух», для тренировки летного состава ВВС по перехвату и уничтожению целей на больших высотах и для взятия проб воздуха после ядерных испытаний. Летчики, летавшие на этом самолете, были одеты в скафандры CИ-3М.
На Як-25РВ было установлено 4 мировых рекорда. Летчик Владимир Смирнов с грузом 1 т поднялся на высоту 20456 м, а с 2 т - на 20174 м., а Марина Попович пролетела 2497 км со средней скоростью 753 км/ч по замкнутому маршруту. Отслужив верой и правдой более 15 лет, практически все самолеты, после выработки ресурса, были переоборудованы в радиоуправляемые беспилотные самолеты-мишени. Их заменили на высотные и скоростные МиГ-25Р/РБ и крылатые ракеты-мишени.
1 минута
1 марта 2024
324 читали