Найти тему
29,9 тыс подписчиков

Киносъёмочный аппарат «Конвас-1»

*** Музейный экспонат ***
Одна из первых советских кинокамер мало отличалась от французской модели Le Parvo. Но именно с неё началось серийное производство отечественной киноаппаратуры. А создатель «Конваса-1» впоследствии сделал главную камеру советского кино.
В 30-х годах прошлого века на студии «Союзкинохроника» работал оператором Василий Дмитриевич Константинов. Сын приказчика из деревни Гагарино Задонского уезда, он в 1920-х перебрался в Москву и вместе с братом Николаем устроился на киностудию, где оба стали операторами. Николай занялся операторской работой всерьёз и даже работал с одним из основателей советского документального кино Дзигой Вертовым. Братья Константиновы спроектировали первый советский звуковой киносъёмочный аппарат — «Хроникон». В дальнейшем Василий решил полностью посвятить себя конструированию — и в 1932 году перешёл работать в киномастерские.
Во многих отраслях промышленности основой для отечественных разработок становились лучшие зарубежные образцы. Константинов пошёл по тому же пути. Он внимательно изучил французскую кинокамеру Le Parvo — самую распространённую тогда в мировой киноиндустрии — например, в «Александре Невском» боевые сцены были сняты именно на Le Parvo.
В камере, которую Константинов разработал в 1937 году, повторились основные черты французского оригинала: в аппарате плёнка проделывала весьма замысловатый путь, изгибаясь в трёх плоскостях. Это делало камеру компактной, но шумной, и предъявляло достаточно высокие требования к качеству плёнки. При этом аппарат Константинова имел и ряд технических преимуществ перед зарубежным аналогом.
В 1939 году Московский завод киноаппаратуры начал выпуск камеры, получившей название «Конвас-1», или «Конвас-Москинап». Великая Отечественная война прервала разработку и промышленное изготовление советской кинотехники. «Конвасы» использовались при съёмках кинохроники и даже непосредственно ходили в бой: их устанавливали на самолёты, чтобы снимать атаки советской авиации. К разработке новой кинотехники вернулись только после победы. Вскоре Василий Константинов стал известен как создатель «Конвас-автомата» — самой ходовой камеры советских кинематографистов.
Киносъёмочный аппарат «Конвас-1» *** Музейный экспонат *** Одна из первых советских кинокамер мало отличалась от французской модели Le Parvo.
1 минута