Найти тему

Если поразмыслить, то здесь нет ничего такого, с чем было бы трудно смириться. Разве что мы можем удивиться, обнаружив, к чему это нас приведет. Наша нервная система не рождается такой, какой она становится, когда мы становимся взрослыми. Чтобы заставить систему работать так, как она работает в нас, нервной системе нужен внешний мир. Где есть свет разной интенсивности и цвета. Предметы находятся вблизи или вдали и так далее. Поэтому наши глаза сначала должны научиться видеть даже трехмерный объект на двухмерной картинке. Короче говоря, нашей системе нужна определенная часть мира, чтобы выучить её язык.


Но есть и более фундаментальные проблемы. Система связана с внешним миром через сенсорные и кинестетические органы. Недифференцированная нервная система, пока она растет, дифференцируется, чтобы лучше справляться с внешними объектами. Что это означает в практическом смысле?

Это значит, что мы должны научиться функциональному разделению, то есть отличать наши чувства от ощущений. Ребенок, видящий красный предмет, испытывает ощущение красного цвета, поскольку этот предмет не имеет никакого значения, пока вы не выросли и не знаете, что это за предмет. Когда вы впервые слышите барабан, у вас возникает ощущение чего-то поразительного, кинестетический толчок. Только позже, после множества подобных толчков, дифференциация ощущений и слухового восприятия приведет к тому, что вы услышите и воспримете барабан. Такая же дифференциация кинестетического ощущения от внешних объектов, которые могут воздействовать на наш вкус, тактильные ощущения, обоняние и другие органы чувств, о которых мы уже говорили, произойдет постепенно. Подобные дифференциации не происходят со всеми органами чувств одинаково, и у каждого ребенка, конечно, совершенно индивидуальная история развития. Так что некоторые люди воспринимают внешний мир предпочтительно визуально, некоторые - аудиально, некоторые - тактильно или кинестетически. В действительности у большинства людей органы чувств и ощущения дифференцированы в разной степени.

Возможно неочевидно, что все мы можем представить себе объект или услышать его, когда представляем его или вспоминаем опыт, который привел к дифференциации. Это в равной степени относится и к другим органам чувств. В конечном итоге именно это обучение познанию внешнего мира через органы чувств формирует нашу нервную систему. Такой долгий и сложный процесс обучения не может быть совершенным и безошибочным у всех людей. Как в море есть разные виды рыб, так и в мире есть разные виды людей. Одни вырастают и формируют свой собственный способ отношения к миру в условиях безопасности, с хорошей наследственностью в разные периоды роста человеческой цивилизации и культуры. Другим не так повезло.

Некоторые привычные паттерны поведения каждого из нас остаются с нами, пока мы живы. Они никогда не дифференцировались с целью быть полезными для действия и реагирования в окружающем мире. Так что у каждого человека, когда он вырастает, остаются свои нереализованные мечты. Наша культура, родители и школьное образование заставляют нас отвергать эти мечты как инфантильные установки, не подобающие реалистичному взрослому человеку. Мы постепенно подавляем их, стесняемся относиться к ним очень серьезно. Но, к счастью, так делают не все. Некоторым, исключительно удачливым, удается даже воплотить их в жизнь - а некоторые находят свое вдохновение в других профессиях, просто избегая серьёзного отношения к своим мечтам. Я не уверен, что достаточно ясно изложил суть проблемы. Однако позвольте мне сказать, что здоровый человек - это тот, кто способен реализовать все свои сокровенные мечты. Среди нас есть здоровые люди, но их меньше, чем хотелось бы.

В нашей культуре жизненный процесс, начинающийся с расширения дифференциации нервной системы на все более тонкое и полное разнообразие впечатлений от внешнего мира, с возрастающей способностью изменять его для нашей растущей целенаправленной деятельности, замедляется и сужает свои рамки с наступлением половой зрелости.
3 минуты