Найти тему
705 подписчиков

Как объяснить "невозможные" фигуры

Как известно, линии и контуры в трехмерном мире распределяются в соответствии со строгими правилами, которые очевидны и понятны каждому. Например, уходящая вдаль железная дорога выглядит всё более узкой, поскольку угловой размер объекта с ростом расстояния до него закономерно уменьшается. Но существуют картины, в которых это правило нарушено. Поэтому их называют невозможными фигурами или невозможными картинами. Об этом я узнал из книги Шиффмана "Ощущение и восприятие", 2003 года.
С первого взгляда кажется парадоксально, как такое вообще может быть. Ведь это противоречит привычной картине мира. Однако, судя по всему, они вводят в заблуждение только разум, но не восприятие. Так, если смотреть на картину целиком, то вместо противоречивой трехмерной картинки мы видим плоское изображение. Либо плоской кажется её противоречивая (относительно той, на которой мы фиксируем взгляд) часть. Противоречие же возникает, только если смотреть картинку по частям, сначала одну, затем другую и т. д.. То есть если фиксировать взгляд сначала на одной части, затем на другой и так далее. Потому что каждая из них в отдельности не противоречит правилам трехмерности, а потому по отдельности мы их видим трехмерными. В итоге при последовательном их просмотре возникает головоломка. Фундаментально же никакого искажения пространства мы не видим, так как картинка целиком воспринимается как плоское изображение.
И действительно, поскольку таких искажений в реальности быть не может, то их не может быть и в восприятии, которое должно этому самому пространству соответствовать.
Впрочем, нельзя полностью исключать, что подобные искажения, если они получаются на бумаге, то могут быть и в реальном пространстве, если оно не везде линейно, а может быть и криволинейным. В пользу этого довода может указывать то, что эти рисунки не противоречат физике распределения светотеней. С другой стороны, если бы такое было возможным, то при нахождении подобного в непосредственно воспринимаемом пространстве (в зоне восприятия, о ней я писал здесь: promodj.com/...niy), оно должно было бы как-то отражаться в непосредственном восприятии целиком, что представляется очень сомнительным.
Возможно, нарушение трехмерной смысловой структуры на рисунке с замком связано с отсутствием необходимого в таких случаях изменения толщины ножек и струи водопада.
...
Картинки взяты из книги: Шиффман - Ощущение и восприятие, 2003 г..
2 минуты