47 подписчиков
Знатоки, внимание вопрос. А где ошибка? У меня в фрилансе, да и сейчас, была своя классификация клиентов. И ответ тут не так прост. В среднем почти всегда нужно ругаться на шаге "бюджет ещё есть". То есть закончили рамки контракта, потом уже клиент на любом шаге должен чувствовать сопротивление. И причём это не зависит от того это какая-то мелочь или что-то крупное. Поверьте мне на слово. Мелочами мучать человека можно месяцами. И чем глубже в лес, чем больше клиент офигевает, тем сопротивление сильнее. Ну всегда с альтернативным вариантом — заплатите ещё денег и вот новые договорённости, и вот мы относительно молча делаем. При моей загрузке это правда не всегда рабочая история, так как начинаются новые проекты, а старый не закончен. И у меня на чаше весов какие-нибудь 10к рублей и 200к с другого контракта. Ну и мой интерес почти всегда — оперативно закруглиться. Хотя с постоянными клиентами так не работает, и там как бы и 10к рублей возьмём и сделаем молча, а с остальным подвинем или разберёмся.
И опять-таки, это часть переговоров и это честно. Иногда я конечно на сопротивление встречаю какую-то неадекватщину. Но вообще клиенту это самому надо. Он должен быть в курсе ситуации и понимать, что у него ограниченный ресурс. Чтобы финальные правки делались не без бюджета, а пока он ещё есть. Чтобы правильно расставлять приоритеты. И его нужно ставить на место безотносительно кто это. Я в целом одинаково ругаюсь как со среднего калибра компаниями, так и с корпорациями. Потому что это нормальный рабочий процесс.
Конечно, до сих пор, мне иногда срывает башню. Я не всегда следую всему идеально. Однажды на фрилансе я в офисе клиента орал на клиента, показывая в ТЗ: "Вот о чём мы договорились, если вы считаете что я за те же деньги сделаю то, что стоит в 10 раз дороже — вы глубоко ошибаетесь.". Просто я час пытался объяснить спокойно. Но нервы у меня не железные. И поэтому я не люблю R&D проекты. Так как там люди не понимают, что результат — это не "рабочий продукт", а результат исследования с ответом "можно это сделать или нельзя". И когда нельзя начинается какой-то сюр. В этом плане мне всегда нравилось работать с зарубежными компаниями. Они понимают что конфликты рабочий момент, не принимают их на личный счёт, и не начинают отстаивать что-то исходя из своей самооценки пытаясь что-то доказать. Один раз я в хлам разругался с менеджером одной корпорации зарубежной. А потом мы пересеклись за кофе, на что он сказал: "Забей. Рабочий момент".
Клиентоориентированность — это не прогибаться под клиентов и позволять им делать всё что они захотят. Это предоставлять своим клиентам предсказуемый результат. Вообще главное к чему стремится любой бизнес — это предсказуемость. Так как эта штука достигается сложнее всего.
Конечно рассказы про фриланс перемешиваются с опытом бизнеса, так как всем этим я так или иначе занимаюсь уже около 7-ми лет в параллели с разработкой. Ставьте 🔥. А я подумаю что рассказать в следующий раз.
#приключения
2 минуты
22 февраля 2024